Зиновий Данилович Захаров
В 2013 году «Мелитопольский краеведческий журнал» опубликовал статью, в которой описан старинный самовар, подаренный «Уважаемому Зиновию Евтихиевичу Луговому в память 26-летия педагогической деятельности в с. Астраханке от попечителя З. Д. Захарова. 1913 г. 23.04»1.
Как удалось выяснить, Зиновий Данилович действительно был попечителем, но не всего Одесского учебного округа (как утверждалось в статье), а земского училища села Астраханки2. И этим его деятельность не ограничивалась.
Вопросы возникают уже с даты его рождения. «В апреле 1911 года Астраханская община отмечала двойной юбилей: тридцатилетие [своего] образования и двадцатилетие пресвитерского служения Балихина. <…> Юбиляра поздравил 76-летний старец Зиновий Данилович Захаров, отметив, что Балихин и его община умели жить в мире с верующими различных течений, что является знаком присутствия благодати Божией»3. То есть, получается, что Зиновий Данилович родился в 1835 году?! Однако в сборнике биографий членов Государственной думы год рождения З. Д. Захарова указан как 1841-й, а при переиздании он исправлен на 1840-й4. Последняя дата значится и ещё в одном, аналогичном издании2.

Духовное волнение
Известно, что образование Зиновий Данилович получил исключительно домашнее4: «…на детей тогда смотрели как на рабочую силу и менее учили их, а скорее старались давать им работу…»5. Родился Зиновий Захаров в молоканской семье, и первая половина XIX века для таврических молоканпереселенцев — это период сложного становления хозяйств на новом месте.
Трудно однозначно сказать, откуда прибыли Захаровы, но сама принадлежность этого рода к Донскому согласию (толку) указывает на возможное происхождение с Дона. «С самого начала своего поселения в Тавр. епархии молокане разделились на 3 толка: Тамбовский — выходцы из Тамбовской губ.; Владимирский — выходцы из Владимирского; Донской — казаки Дона <…>. По исповедованию веры молокане Тамбовского и Владимирского толков близко соприкасаются между собою и резко отличаются от молокан Донского толка, ближе прочих подходящего к Православному учению»6. При этом Тамбовские и Владимирские называли себя Духовными христианами, а Донские — Евангелическими. Все три толка до второй половины XIX столетия пребывали в согласии, ограничиваясь лишь периодической религиозной полемикой. Но, начиная с 1860-х годов, таврические молокане начинают испытывать «духовное волнение».
Обычно это объясняют посещением молоканских сёл различными миссионерами, в частности: ассирийцем Я. Д. Деляковым, отставным полковником В. А. Пашковым, баптистами. Считается, что именно Деляков покорил умы братьев Захаровых — Харитона и Зиновия, а проповеди Пашкова повлияли на последующее дробление трёх основных молоканских толков. Предпосылками такого «брожения» могли стать накопившиеся внутренние разногласия молокан, улучшение экономического благосостояния и, как следствие, высвобождение свободного времени и средств.
До той поры молокане были заняты хозяйственными заботами и мало вникали в тонкости духовных вопросов. Но спровоцированное извне, духовное разногласие вызывало антагонизм среди сторонников традиционного молоканства. Так, послание Зиновия Даниловича (тогда ещё сторонника Донского толка) к «тамбовцам» по поводу необходимости крещения водой (исконно отвергаемого в молоканстве) было не только оставлено без ответа, но и воспринято как пагубное.
Его переписка с архиепископом Таврическим Гурием (Карповым) печаталась в «Таврических Епархиальных Ведомостях», а затем была издана отдельной книжкой7. В том же году вышло и «Исповедание веры молокан Донского толка Таврической губернии»8. В одном из писем Гурий пишет Захарову: «В рукописи вы высказываете боязнь, нет ли в ней чего-либо подлежащего уголовным законам. Объявляю вам, что в ней нет ничего подобного. <…> Пишите откровенно, без боязни, с чистою любовью к святой правде. Ожидаю от вас скорого и вполне правдивого ответа»9. Всё это свидетельствует об активных духовных исканиях Захарова в этот период.
Землевладелец и овцевод
К этому времени Зиновий Данилович стал крепким хозяйственником в земледелии, овцеводстве, скотоводстве, коневодстве и разведении птицы. Хозяйство основали в 1860 году. И. И. Мазаев вспоминал: «В 1896 году, в ноябре, поехали мы в Крым <…> на восток от железной дороги — Захаровы. <…> Утром поехали к Захарову в собрание. Потом пошли в дом к нему. Это был дворец, а не дом… <…> От его дома, громадного и по последней моде изящно меблированного, на север жили его племянники, сыны Харитона Даниловича, Трофим и Тимофей. Эта земля была куплена [моим] отцом [И. Г. Мазаевым] у Яснекольского и через несколько лет продана Захаровым»10.
В «Сенатских объявлениях» указывается и размер имения: «…принадлежащее им [Харитону и Зиновию Дан. Захаровым], имение, состоящее Таврической губернии, Мелитопольскаго уезда, при деревне Ново-Павловке, заключающееся, в количестве трёх тысяч семисот девяноста девяти десятин 2,200 сажень земли, из коей 3,199 десят. 2,267 саж. в общем их, Захаровых, владении, а 599 десят. 2,333 саж., принадлежит одному Зиновию Захарову»11[1]. Начало овчарни Захаровых было положено в начале 1840-х. Отец братьев Захаровых купил тогда небольшое количество овец из немецких колоний. А уже в 1898 году отара Зиновия Даниловича насчитывала 15000 голов. Активно проводилась селекционная работа. Так, на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Захарова наградили серебряной медалью «за полезную деятельность по улучшению скота»12.
Хозяйство Зиновия Захарова отмечено наградами на многочисленных выставках (Москва — 1872, 1882; Симферополь — 1875, 1888; Мелитополь — 1880, 1897; Екатеринослав — 1892, Нижний Новгород — 1896, Киев — 1897)13.
Лидер и попечитель
При попечительстве Зиновия Захарова в Астраханке построили несколько молитвенных домов. Примечательно, что в Захаровском собрании могли собираться члены и 1-го, и 2-го Донского толка, здесь же принимали проповедников и других христианских течений. В это время из 2-го Донского толка формируется течение ново-молокан («захаровцев»), которое возглавил Зиновий Данилович. «Захаровцы» не примкнули к существующим течениям евангельских христиан и баптистов, а придерживались своего исповедания. Они позаимствовали только некоторые элементы культа баптистов и меннонитов. Однако это всё-таки была попытка реформирования молоканства. Так, на Всероссийском съезде баптистов 1907 года в Санкт-Петербурге представители ново-молокан демонстративно покинули зал, когда обсуждался вопрос о крещении, а в 1914 году пресвитер баптистов Ф. П. Балихин категорически заявил: «…откуда городской пристав выдумал, <…> Захаров не принадлежит исповеданию баптистов…»14.
Захаров, несомненно, был сторонником сближения христианских конфессий. Ещё в 1884 году ново-молокане участвовали в съезде «всех верующих России» наряду с баптистами, евангельскими христианами, меннонитами. В том же году «захаровцы» присутствовали на съезде южнорусских баптистов в соседнем с Астраханкой селе Ново-Васильевка. Однако разногласия с другими общинами не позволили совместно отпраздновать столетний молоканский юбилей (1805–1905). В честь него ново-молокане организовали свой 1-й съезд евангелических христиан, на котором собрались делегаты из 13 губерний, гости различных христианских течений (меннониты, лютеране, «пашковцы», баптисты) и стран: Германии, Австро-Венгрии и Америки.
Вместе с Вальтером Жаком, миссионером из Германии, Зиновий Данилович стал основателем и главным попечителем первого в истории учебного заведения (училища 2-го разряда) по подготовке учителей для молоканских школ15. Для его открытия Захарову пришлось заручиться личным письмом премьер-министра Столыпина. Построенное в 1909 году для этой учительской семинарии двухэтажное здание располагается в нескольких метрах от Захаровского собрания в Астраханке.
В 1909 году З. Д. Захарова избрали в совет «Русского евангельского союза». В 1912 году была учреждена «Община евангелических христиан села Астраханки». Собрания проводились в доме Захарова, а самого Зиновия Даниловича единогласно избрали в совет общины. В том же году он издал «Краткое поучение о крещении детей»16.
Депутат
Немало потрудился Зиновий Данилович на общественном и государственном поприще. Около 30 лет он состоял гласным (депутатом) уездного Мелитопольского и губернского Таврического земств. Он входил в совет по народному образованию при Мелитопольской земской управе, землеустроительную комиссию по выбору земства2. 14 октября 1907 года Зиновия Даниловича избрали депутатом от съезда землевладельцев Таврической губернии в Государственную думу Российской империи III-го созыва. В ней он состоял во фракции «Союза 17 октября» («октябристов» — праволиберальной партии крупных землевладельцев и промышленников). За пять лет работы в Думе Захаров участвовал в комиссиях по вероисповедным вопросам, земельной, об изменении законодательства о крестьянах, по переселенческому делу17.
В архивных документах 1912 года часть Захаровых записаны как «крестьяне с. Довольного Александровской волости Оренбургской губернии и уезда»18. Ещё в начале 1890-х по инициативе Зиновия Даниловича несколько крупных землевладельцев Астраханки приобрели более 13000 десятин земли в Оренбургской губернии для «обеспечения землёю… потомства»19. В 1930 годах Захаровы из таврической Астраханки перебрались в Оренбургскую область.
Несколько слов о большом молоканском роде Захаровых. Харитон Данилович, родной брат Зиновия, был пресвитером Донского собрания Астраханки. Из отчёта-донесения за 1894 год: «Этот Х. Захаров уже старик лет 75–76, имеет какую-то медаль на станиславской ленте, якобы за благотворительные дела…»6.
Его сын Тимофей был хранителем кассы общины, а внук Пётр Тимофеевич состоял в переписке с Л. Н. Толстым. Процитируем одно из писем великого писателя и мыслителя: «Письмо Ваше получил и мысль Ваша о свободе мне понравилась. <…> Чем ближе человек исполняет закон Бога, тем он свободнее. Люди же свободу не могут дать. <…> 1905 г. Ноября 30. Ясная Поляна. Лев Толстой»20.
Трагически погибший в Краснодоне в 1943 году герой-молодогвардеец Сергей Михайлович Левашов — внук владельца кирпично-черепичного завода Астраханки Даниила Тимофеевича Захарова.
Как сложилась после 1915 года судьба самого Зиновия Даниловича Захарова, к сожалению, остаётся пока неизвестным.
Благодарю Сергея Пискарева (Москва) за уникальные фотографии и воспоминания из личного архива потомков Захаровых, а также Константина Прохорова (Омск) и Марию Алексееву (Москва) за помощь в сборе информации.
Игорь Владимирович Гузиков, г. Москва
-
Алексеева Л. Л. «Самовар кипит — уходить не велит» // Мелитопольский краеведческий журнал, № 2, 2013, с. 87–89 ↩
-
Ольшанский Н. Н. 3-й созыв Государственной думы (Портреты, биографии, автографы). — СПб, 1910. — 124 с. — С. 64. ↩ ↩ ↩
-
Попов В. А. Стопы благовестника: Жизнь и труды В. Г. Павлова. — СПб: Библия для всех, 1996. — 262 с. — С. 124. ↩
-
Боиович М. М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Третий созыв. — М.: Т-во И. Д. Сытина, 1909. — 519 с. — С. 324 ↩ ↩
-
Над могилой: Ещё об Иване Ивановиче Мазаеве // Духовный христианин, № 2, 1906, с. 9. ↩
-
Гос. архив Автономной республики Крым (далее — ГААРК), ф. 118, оп. 1, д. 2384, л. 3. ↩ ↩
-
Захаров З. Д. Письмо молоканина Зиновия Захарова на имя его Преосвященства, Преосвященнейшего Гурия, Епископа Таврического и ответ молоканину Зиновию Захарову Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гурия. — Симферополь: тип. Таврического губернского правления, 1875. — 9 с. ↩
-
Исповедание веры молокан Донского толка Таврической губернии. — М.: тип. Спиро, 1875. — 163 с. ↩
-
Таврические Епархиальные Ведомости, № 11, 1873, с. 335. ↩
-
Мазаев И. И. Записки Ивана Ивановича Мазаева.1897 год. Воспоминания детства, отрочества и более позднего времени. Вып. 3. — Изд. П. А. Мазаев, Ростов-на-Дону: тип. С. Я. Крумгольц, 1913. — 50 с. — С. 66–68. ↩
-
Сенатские объявления о запрещениях на имения (Санкт-Петербург), 1887, № 79, ст. 94756–94757. ↩
-
Шустов А. С. Альбом участников Всероссийской Промышленной и Художественной Выставки в Нижнем Новгороде 1896 г. — СПб: тип. М-ва Путей Сообщения, 1896. — 472 с. — С. 151. ↩
-
Захаров З. Д. Хозяйство Зиновия Даниловича Захарова, имение Захаровка Таврической губернии, Мелитопольского уезда. — Мелитополь: тип. Г. И. Лифшица, 1898. — 18 с. — С. 17 ↩
-
ГААРК, ф. 27, оп. 1, д. 12342, л. 26. ↩
-
Маргаритов С. Д. История русских мистических и рационалистических сект. 3-е изд. — Симферополь: Таврич. губ. тип., 1910. — 230 с. — С. 180–185. ↩
-
Захаров З. Д. Краткое поучение о крещении детей. — СПб: тип. тов-ва «Орбита», 1912 — 20 с. ↩
-
Государственная дума Российской империи, 1906–1917: Энциклопедия.– М.: Рос. Полит. энциклопедия, 2008. — 735 c. — С. 207. ↩
-
ГААРК, ф. 27, о. 1, д. 11703, л. 8. ↩
-
Клибанов А. И. История религиозного сектантствав России (60-е годы XIX в. — 1917 г.) — М.: Издательство «Наука», 1965. — 184 с. — С. 162–163 ↩
-
Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 76.–М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1956. — 362 с. — С. 57–58 ↩
1 десятина = 1,092 гектара ↩
См. публикации автора:
- Гузиков И. В. Зиновий Данилович Захаров // Мелитопольский краеведческий журнал. № 5, 2015. — Мелитополь: Союз краеведов Мелитопольщины. — С. 67-72. [Молокане: материалы к истории. http://molokans.ru - 30.06.2015]
- Гузиков И. В.,Чухраенко А. А. Учительская семинария русских сектантов // Мелитопольские ведомости. № 13, 25–31 марта 2015 г. — С. 16. [Молокане: материалы к истории. http://molokans.ru - 31.03.2015]
- Гузиков И. В. Калмыковы. От Таврии до Средней Азии и обратно // Мелитопольский краеведческий журнал. № 3, 2014. — Мелитополь: «Союз краеведов Мелитопольщины». — С. 74-81 [Молокане: материалы к истории. http://molokans.ru - 30.07.2014]
- Гузиков И. В. Ново-Васильевка (молоканская) // Мелитопольский краеведческий журнал. № 1, 2013. — Мелитополь: «Союз краеведов Мелитопольщины». — С. 27-29 [Молокане: материалы к истории. http://molokans.ru - 30.07.2013]