Молокане

Материалы к истории
Мелитопольские ведомости. № 13, 25–31 марта 2015 г. — С. 16. Гузиков И. В.,Чухраенко А. А.

Учительская семинария русских сектантов

seminary-512x310
Семинария украшенная флагами в день открытия и освящения. 1909 г.

Астраханская семинария — одно из уникальных учреждений в истории Мелитопольского края, о котором больше чем на век то ли забыли, то ли предпочитали не вспоминать.

Двухэтажное здание в центре села Астраханки по улице Заводской в нескольких метрах от Захаровского собрания. Стилем постройки семинария очень напоминает Мариинское училище для глухонемых в меннонитском селе Орлов. Кирпичные стены оштукатурены и окрашены. Крыша вальмовая, в первоначальном виде покрытая кровельным железом. Отопление печное. Вход в здание через ризалит, разделённый между этажами балконом. Фасад отделан ажурной кирпичной кладкой, а карниз украшен двумя рядами дентикул. Пространство между прямоугольными окнами разделено колоннообразными лопатками.

seminary4-512x340
Здание семинарии. 2012 г.

В различных источниках её называют по-разному: «духовная семинария», «библейская школа» или «учительская семинария». Но это лишь аспекты одного полного названия: «Учительская Евангелическо–Христианская семинария». У истоков её основания стояли Зиновий Данилович Захаров и Вальтер Жак1.

Зиновий Данилович Захаров (1840–?) родился в семье молокан-переселенцев с. Астраханки. Крупный землевладелец и овцевод Мелитопольского уезда, экономия располагалась в нескольких вёрстах от ст. Сокологорное2. Лидер евангелических христиан — новомолокан. Был устроителем нескольких молитвенных домов и попечителем земского училища с. Астраханки3. Около 30 лет состоял гласным уездного Мелитопольского и губернского Таврического земств, членом Совета по народному образованию при Мелитопольской земской управе и землеустроительной комиссии по выбору земства4. В 1907 году на съезде землевладельцев Таврической губернии избран депутатом Государственной Думы Российской империи III-го созыва от фракции «октябристов» (право-либеральной партии крупных землевладельцев и промышленников).

Во 2-й половине XIX века под влиянием приезжих проповедников, позаимствовав некоторые элементы культа меннонитов и баптистов, часть молокан Донского толка, под руководством братьев Харитона и Зиновия Захаровых, образуют общину евангелических христиан новомолокан («захаровцев»). В отличие от традиционного молоканства (духовных христиан), новомолокане придерживались крещения водой. Этим объясняется сотрудничество «захаровцев» с другими евангельскими миссиями, баптистами и меннонитами. При участии и материальной поддержке общины новомолокан и открылась астраханская семинария.

Но прежде семинарии была почта… В 1906 году в Таврическую губернию из Германии прибыл миссионер Вальтер Жак. Столкнувшись с отсутствием в с. Астраханка почтового отделения Вальтер организовал открытие в нём первого почтового отделения. «Всех поражала неутомимая деятельность» Жака, следом по его же инициативе открыли аптечный пункт, а затем и больницу1.

Вальтер (сын Людвига) Жак (1878–1939) потомок французских гугенотов1, получил высшее богословское образование в Галле. В 1906 году как миссионер прибыл в Таврическую губернию. Принимал участие в создании евангельского издательства «Радуга» в меннонитском с. Гальбштадт (ныне Молочанск)5. После Астраханки проповедовал в Харькове. Во время ссылки в Костромскую губернию организовал в Кологриве общеобразовательную школу и церковную общину для семей интернированных немцев и австро-венгров. В 1918 году вернулся в Германию. В 1920 году вместе с уроженцем Таврической губернии меннонитом Яковом Ивановичем (сын Иоганна) Крекером основал в Вернигероде миссионерский союз «Свет на Востоке»6.

До земской реформы сельские школы были редкостью и содержались в основном на средства крестьянских общин. Склонность молокан к самообразованию (читать умели почти все) всегда благоприятно сказывалась на организации таких начальных школ в молоканских селениях. С началом же деятельности уездного земства стало уделяться внимание качеству обучения в уже существующих школах и открытию новых школ. К концу XIX века в Астраханке имелось три начальных школы. Поначалу это было трёхлетнее обучение с единственным учителем в одной классной комнате, где одновременно занимались дети всех лет обучения, но не более 50 учащихся. Позже появились двухкомплектные школы с двумя классами и двумя учителями. С началом XX века срок обучения стал увеличиваться до 4-х лет. Преподавание обязательного курса Закона Божьего в молоканских школах в отличие от других проводили не священники, а сами учителя7.

Для подготовки учителей начальных учебных заведений губернские земства практически сразу стали повсеместно открывать учительские семинарии8. Открывались подобные семинарии и с учётом религиозных особенностей для национальных меньшинств (татар, болгар, немцев, армян и т. д.). Однако аналогичной семинарии для русских духовных и евангелических христиан не было. Важность духовного воспитания и сохранение богословских традиций — этот волнующий вопрос неоднократно обсуждался пресвитерами. Поэтому, когда говорят, что учительская семинария в Астраханке первая в Российской империи — это означает, что она первая учительская семинария русских сектантов.

После издания Николаем II высочайшего указа «об укреплении начал веротерпимости» в сентябре 1905 года новомолокане устроили в Астраханке свой первый съезд евангелических христиан на котороый собрались делегаты со всей Российской Империи, Германии, Австрии и Америки. Участники этого съезда решили ходатайствовать об открытии в Астраханке учебного заведения, в котором готовились учителя для сектантских школ и проповедники для новомолоканских общин9.

В журнале 3-го съезда христиан евангелического исповедания, прошедшего в октябре 1907 года, прямо упоминается о семинарии, как уже фактически существующей: есть здание, есть штат, есть затраты на содержание. Директором семинарии стал Вальтер Жак, к тому времени ещё иностранец с «нетвёрдым знанием русского языка». Алексей Михайлович Ячменёв, Кузьма Елисеевич Белов и Фёдор Зиновьевич Игнатов назначены заведующими хозяйственной частью семинарии. Собранные на устройство и содержание семинарии средства передавались для внесения в банк казначею общины новомолокан Тимофею Xаритоновичу Захарову. Миссионерам съезда поручили организовать сбор пожертвований на семинарию10.

Однако фактического разрешения на устройство в Астраханке учительской семинарии от директора народных училищ ещё получено не было. «Директор [начальных училищ Таврической губернии] остался со времён старого до конституционного порядка, когда прошения и ходатайства у таких господ пролёживали многие годы без движения», — сообщал на съезде Захаров10.

«Семинарию решено было открыть для нужд общин всех деноминаций. <…> Борьба против открытия семинарии, несмотря на царский манифест о свободе совести, была столь жестокой, что Зиновию Даниловичу пришлось, наконец, заручиться личным письмом премьер-министра Столыпина. <…> Главным инициатором открытия семинарии был Вальтер Жак, поэтому основные удары приходились на него как на директора семинарии», — вспоминал один из первых учителей семинарии и участник съезда Иван Васильевич Непраш. — «Имевшееся тогда у меня образование было недостаточным, нужна была специальная двухлетняя подготовка и экзамен при Харьковском Учебном Округе, чтобы получить право преподавать в учительской духовной семинарии».

Ян (Иван Васильевич) Непраш (1883–1957) потомок чешских эмигрантов, уроженец Таврической губернии. Работал учителем среди меннонитов в Чехограде (ныне Новгородковка)11. Этнограф — в начале ХХ в. собрал воспоминания первых чешских колонистов12. В 1900-х стал евангельским христианином. После деятельности в Астраханке женился и выехал в Санкт-Петербург. В 1913-м в Харькове «петербургский проповедник» Непраш «своими завлекательными речами приковывает к себе внимание слушателей, доводя их до истерических выкриков и даже обмороков»13. Руководил петербургским издательством евангельской литературы. В 1918 г. эмигрировал в США. Окончил высшее богословское учебное заведение в Луивил и Колумбийский университет в Нью-Йорке. Служил пастором в русских общинах евангельских христиан-баптистов США. Никогда не забывал своей родины и всегда помогал нуждающимся из России и Украины14.

На съезде 1907 года депутаты приняли решение: «Здание, в котором теперь помещается семинария, оказывается не отвечающим своему назначению и в силу необходимости придётся прибегнуть к постройке нового здания. <…> Во всяком случае, нам необходимо напрячь все силы к тому, чтобы учительскую семинарию свою обязательно пустить в ход. Мы знаем, какое значение в селе имеет народный учитель. О его значении свидетельствуют нам многочисленные факты из политического движения последних лет. И вот, если мы сумеем дать хоть в небольшое число школ учителей — не политических борцов, а верующих христиан, то этим мы принесём пользу не только нашей исстрадавшейся Родине, где сотни тысяч детей остаются во тьме невежества за неимением достаточного числа школ, но этим мы подвигнемся вперёд ближе к цели по пути строительства Царства Божия…».

seminary3-512x402
Здание семинарии. 2012 г.

Благодаря совместным усилиям членов общины то самое, ныне сохранившееся, двухэтажное здание было отстроено и получено официальное разрешение на открытие семинарии.

В номере Санкт-Петербургской газеты «Утренняя звезда» сообщалось: «13 сентября [1909 г.] в с. Астраханке Тавр. губ. была открыта первая рус. семинария Евангелических христиан (новомолокан). На открытии были произнесены речи главным попечителем школы членом Государственной Думы З. Д. Захаровым и законоучителем В. Л. Жаком»15.

А в октябрьском номере журнала «Баптист» за 1909 год это открытие описано подробно: «…в селе Астраханке, Бердянского уезда, было торжественно совершенно освящение учительской семинарии, построенной общиной евангелических христиан во главе с З. Д. Захаровым. По окончании богослужения в молитвенном доме, пресвитеры церкви, хор певчих, представители этой общины и толпа местных и съехавшихся со всей России людей совершили шествие к зданию, украшенному флагами. Войдя в первый этаж, хор поднялся по лестнице на некоторую высоту и пел избранную песнь «Боже, славим мы Тебя». Затем были вознесены горячие молитвы Богу. В заключении пропели гимн «Боже царя храни». После этого местной общиной все были приглашены к общему обеду. Там произносились речи, сопровождавшиеся рукоплесканиями»16.

Непраш в своих воспоминаниях писал: «В семинарии был обычай: каждый вечер все преподаватели собирались вместе для общей молитвы перед уходом на покой. Нельзя молиться, если Дух Святой огорчён чем-либо, — таково было наше правило. Если в течение дня мы кого-либо обидели словом или делом, вечером нужно было каяться. Это было нелегко, а потому нужно было быть осторожным в течение дня, чтобы не было тяжело вечером»1.

Как рассказала жительница села Колоскова Раиса Михайловна, бабушка которой училась в этой семинарии: «Первые 4 класса были начальными, а в старших получали среднее образование (как в гимназии). После окончания 7-го класса можно было пойти работать учителем в начальную школу или поступить в ВУЗ. Учебный день начинался с изучения Слова Божьего, которое проводил пресвитер, а дальше шли обычные уроки. Старшеклассники носили форму: чёрные шляпы, длинные чёрные пальто и трости. Семинария работала до 1917 года»17.

Но по рассказу дочери Вальтера Жака получается, что: «директором семинарии Жак был лишь до 1911 года, после чего под давлением Русской Православной Церкви учебное заведение было закрыто»6. Также известно, что И. В. Непраш в 1910-х переезжает в Санкт-Петербург. Почему же в свидетельствах очевидцев такое разночтение в датах, как и с годом основания семинарии (1907/1909), так и с годом её закрытия (1911/1917). Возможно, некоторое объяснение этому можно получить от лица, волей которого семинария, какой её хотели видеть основатели, прекратила своё существование.

В 1910 году директором народных училищ Таврической губернии стал магистр богословия (РПЦ), церковный писатель и автор ряда критических книг о сектантах18 — Сергей Дмитриевич Маргаритов (1862–1921). Критическое отношение Сергея Дмитриевича к сектантам отразилось и на судьбе астраханской семинарии: «…согласно испрошенному уже в 1908 году разрешению, открытие частного 2-го разряда училища по программе учительских семинарий для подготовления учителей для молоканских начальных школ, а на самом деле для подготовления проповедников и пресвитеров секты и лишь отчасти учителей «Директором семинарии», т. е. заведующим училищем 2-го разряда Захаров предполагал видеть выписанного им из-за границы В. Л. Жака. <…>…так как, согласно уставу Астраханского училища 2-го разряда, педагогический персонал должен состоять из лиц, окончивших курс в одном из учебных заведений России, то назначение Жака «директором» не состоялось. <…> Ныне для училища 2-го разряда («учительской семинарии», как говорят сектанты) выстроено прекрасное здание, которое и освящено уже в сентябре 1909 г.»9. В своей книге Маргаритов в качестве одного из доказательств о намерениях сектантов использовать учебное заведение в своих миссионерских целях ссылается на публикацию 1908 года в журнале «Баптист»: «Семинария должна выпустить проповедников…».

В итоге Сергей Дмитриевич, при поддержке высшего духовенства Русской Православной Церкви, добился прекращения влияния евангельских христиан и проповедников на учебный процесс в учительской семинарии, так как посчитал это «подрывом государственных устоев»1.

Так, всего несколько лет, просуществовала идея первой в истории русской семинарии для подготовки верующих учителей евангелического толка в селе Астраханка.

seminary2-512x371
Здание семинарии, вид со двора. 2012 г.

После 1917 года в здании семинарии размещалась местная начальная школа. В 1930 году она была преобразована в семилетку, а в 1936-м — в десятилетку. В 1943-м в этом же здании фашисты устроили свой штаб. Когда советские солдаты вошли в центр села, из окон семинарии их встретил плотный пулемётный огонь. Во время подавления огневой точки здание, особенно его внутренняя часть, сильно пострадало. Перекрытия и лестничный переход обвалились. Строению был возвращён первоначальный вид уже в 1980-х гг. Сейчас здесь находится сельсовет17.

Благодарим за помощь жителей села Астраханки: Шестакову Л. А. (и. о. пресвитера молоканского (Курьяновского) собрания) и Буякову И. В. (библиотекаря и руководителя сельского музея).

Данная статья не является исчерпывающей по рассматриваемой теме т. к. требуется дальнейшее детальное исследование по архивным материалам и публикациям тех лет.
 Игорь Владимирович Гузиков.
Александр Анатольевич Чухраенко,
научный сотрудник Мелитопольского краеведческого музея.


  1. В. Л. Жак. Из воспоминаний И. Непраша // Вера и жизнь, 1990, № 2. 

  2. Захаров З. Д. Хозяйство Зиновия Даниловича Захарова, имение Захаровка Таврической губернии, Мелитопольского уезда. — Мелитополь: Тип. Лифшица, 1898. 18 с. 

  3. ГААРК, ф. 118, о. 1, д. 2476. л. 36. 

  4. Ольшанский Н. Н. 3-й созыв Государственной думы (Портреты, биографии, автографы). СПб, 1910. 124 с. — С. 64. 

  5. Гололоб Г. А. История отечественного арминианства. 

  6. Интервью с Евой Ритмайер, дочерью Вальтера Жака // Вера и жизнь, 1999, № 2. 

  7. Каниболоцкий Г. В. История Нововасильевки Приазовского района Запорожской области: Часть I. 2-я ред. [машинописная рукопись], 2003. 280 с. — С. 240–251. 

  8. Масанова М. Д. Подготовка народных учителей в России во второй половине XIX в. // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013, № 1. С. 174–180. 

  9. Маргаритов С. Д. История русских мистических и рационалистических сект. 3-е изд. Симферополь, 1910. 230 с. — С. 180–185. 

  10. Журнал заседаний 3-го Всероссийского съезда христиан евангелического исповедания (14–18 октября 1907 года). Мелитополь, 1908. 24 с. 

  11. Скорвид С. С. Говор чехов Среднего Прииртышья: генезис и своеобразие // Вестник Омского университета. 2013. № 3. — С. 129–135. 

  12. Непраш И. В. Переселение чехов в Крым и основание Чехограда // Чехи в Крыму. Очерки истории и культуры. Симферополь, 2005. — С. 146–157. 

  13. ГАХО, ф. З, о. 287, д. 3748, л. 7. 

  14. Коваленко Л. Е. Облако свидетелей: 72 биографии с фотографиями, 4-е изд. Киев, 2006. 381 с. — С. 169–172. 

  15. Утренняя звезда. СПб, 1910, № 1. — С. 3. 

  16. Баптист. Ростов-на-Дону, 1909, № 19. — С. 23–24. 

  17. Интервью с жителями с. Астраханки: Шестаковой Лидией Андреевной (и. о. пресвитера молоканского (Курьяновского) собрания) и Буяковой Инной Всеволодовной (библиотекарь и руководитель сельского музея). 

  18. Маргаритов С. Д. Руководство по истории и обличению русских рационалистических и мистических сект. 1-е изд. Кишенев, 1894.; 4-е изд. Симферополь, 1914. 255 с. 

Опубликовано 31.03.2015 г.

См. публикации автора:
v3.2.2014-20210613 by 1375