Как православные Туровы стали молоканами Якушевыми
Генеалогические исследования рода Якушевых начались не с архивных поисков, а в результате долгих полевых изысканий – поездок на места проживания предков, опроса близких и дальних родственников. Этот этап и последующий сбор материалов в архивах растянулись на долгие десять лет. Но именно переход количества собранного материала в качество позволил прийти к необходимости ДНК-тестирования.
Информация о тестах других представителей этого рода отсутствовала, поэтому было принято решение ограничиться 37-маркерным тестом по мужской Y-хромосоме, а уже дальнейшее углубление проводить на основе первого результата. Заказав в 2020 г. набор для тестирования в лаборатории FTDNA первый представитель рода – Якушев Алексей Юрьевич получил результат за номером IN76738.
Результат нас порядком удивил. Краткая запись результатов тестирования выглядит так N–M231, где:
N – название гаплотипа (условно типизируемого как финно-угорский), к которому принадлежит тестируемый;
M231 – гаплогруппа (ветвь), уточняющая его место в мировом родовом древе.
В результате использования специальной программы (предиктор NEVGEN.ORG) для определения терминального гаплотипа (по сравнению с уже имеющимися результатами внутри гаплогруппы N) был получен следующий результат N–Y 18421.
Второй результат ДНК-тестирования, полученный в 2023 г. от другого носителя с фамилией Якушев из Данковского района современной Липецкой области, подтвердил общую гаплогруппу, что позволило утвердиться в родстве.
В основе происхождения фамилии Якушев (в письменных источниках встречаются варианты Я(Е)куше(о)в и варианты с иными окончаниями в родительном падеже) лежит имя Якуш(-ко) (Якуш Шашебальцев, дьяк вел. князя, посол в Пскове, 1471 г.; Якуш Аштуев, новгородский крестьянин, 1490 г.; Якуш Бухров, посадский человек, 1566 г.)[1], а также смежное с ним христианское имя Яков (Яков (Якуш) Дулев, олонецкий крестьянин, 1564 г.)[1].
В словаре Даля слово «якушъ» (волж.) – долбежник, плотник-резчик, резки украшений на избы и на суда.
Существует также версия, что фамилия может быть образована от исконного скандинавского имени Hakon, которое у русичей звучало как Якун. Его уменьшительная форма ассоциировалась в народе с крестильным именем Яков и стала источником следующих фамилий: Якунин, Якунцов, Якуников.
Важно, что в письменных памятниках Якуше(о)вы встречаются с XV века: Яхно Якушев крестьянин (1495 г.), Окиница Чючя Якушев сын Цибесов холоп И. М. Олферьева (1518 г.).[1] Фамилия входит в число старинных русских наследуемых родовых именований, образование которых относится к XVII–XVIII вв., а значит, за один период времени могли образоваться сразу несколько локализаций использования имени/прозвища «Якушев» как фамилии в последующем.
К числу таких мест относятся:
- вотчины баронов Строгановых Соликамского уезда Пермской провинции Казанской губернии (по результатам исследований Любови Androff, источник форум СВРТ);
- деревня Мелентьевская Купецкой волости Пудожского района Республики Карелия (по результатам исследований Дениса Игоревича Якушева, источник сайт научного журнала CARELiCA;
- станица Кособродская Троицого уезда Оренбургской губернии, в результате миграции из Пермского края (по результатам исследований В. В. Вишневского, источник сайт научного журнала CARELiCA;
- станица Синская (современное село Синск) Якутского округа, куда по семейным преданиям Якушев прибыли из Орловской губернии в XVIII веке;
- сёла Орловка и Зверево Данковского уезда Рязанской губернии – место выхода пращура Алексея Юрьевича Якушева.
Среди носителей фамилии были представители разных сословий: казачества, однодворцев, государственных и экономических крестьян.
В фондах Государственного архива Оренбургской области имеется упоминание о первых жителях (без имён и фамилий) села Покровка Бугурусланского уезда Оренбургской губернии «причисленных с 1814 г. из Рязанской губернии».[2] Поиски переселенцев в фондах Государственного архива Рязанской области позволили достоверно установить место выхода предков – деревню Орловка Данковского уезда Рязанской губернии. Однако в ревизских сказках Орловки и соседнего села Зверево не было упоминаний фамилии Якушев или схожих по написанию.
Выписки из ревизских сказок 1725 г. по селу Зверево позволили установить выборку фамилий, «в нём по свидетельству явилось дворового числа»: поповых – 1, монастырских – 1, крестьянских – 42, итого 44 двора вотчины Троице-Сергиева монастыря крестьяне: Булыгин, Стругунов, Любимов, Переседов, Ушковский, Семенов, Герасимов, Мельников, Полетаев, Бурковский, Тюрин, Суханов, Гриднев, Беликов, Трофимов, Борковский, Потапов, Черенков, Невзоров, Комелев, Колычев, Буреманов, Кузнецов, Ходаков, Ляхов, Федотов, Шумякин, Граченков, Домянков, Черневской, Корнеев, Морозов, Батищев, Самсонов, Иванов, Мурашкин, Катицов, Путенкин, «да прибылые из бегов крестьяне»: Пирожков, Курицын, Филиппов, Хлестунов, Филин, Корепонов, Лебедев, Терляков, Вешняков, Туров, и «явившиеся из бегов крестьяне»: Лапшин, Ростовской, Волков, Поволихин, Хохлов, Фомин, Ильин, «да присланные на прежние жилища того же села крестьяне и отданы в то село с распискою»: Борисов, Ильин, Бабкин.
Из перечисленных важные для нас:
семья Андрея Фирсова сына Турова (70 лет);
у него дети: Яков (25 лет), Евсевий (24 лет), Тимофей (23 лет);
у Якова дети: Степан (9 лет), Алексей (4 лет);
у Евсевия дети: Савва (9 лет), Никифор (5 лет);
у Тимофея дети: Пётр (5 лет), Федот (2 лет).
семья Ивана Фирсова сына Турова (69 лет);
у него дети: Пётр (25 лет);
у Петра большого дети Никита (4 лет), Иван (2 лет).
семья Сидора Вавилова сына Турова (40 лет);
у него дети: Антон (12 лет), Иван (9 лет), Семён (4 лет).
Отдельную благодарность здесь необходимо выразить всем участникам телеграм-группы «Покровка» и его вдохновителям Валентине и Асие, без радения которых за дело восстановления истории предков не удалось бы настоящее исследование.
Только сопоставление источников (ревизских сказок и исповедных ведомостей) Зверево, Орловки и Покровки по именам-отчествам и возрасту носителей позволили выявить, что часть православных экономических крестьян по фамилии Туровы (в ревизских сказках 1725, 1743, 1782 и 1795 годов) утрачивают фамилию Туровы и становятся Якуше(о)выми.
Позднее, в ревизской сказке 1850 г. села Покровка Тирис-Усмановской волости Бугурусланского уезда Оренбургской губернии (с 1850 г. Покровской волости Бугурусланского уезда Самарской губернии), жители показаны как государственные крестьяне, проживающие на казённых землях, но пишутся без фамилий. Государственные крестьяне были лично свободными, но прикреплёнными к земельным наделам.
Удалось разобраться и с предполагаемыми причинами переселений, предпринятых крестьянами Орловки и Зверево. О них мы узнаём из фондов Государственного архива Липецкой области «Дела Данковского Земельного суда о потраве хлеба у крестьян села Зверево и дер. Орловки крестьянами сельца Секирина» 1804 г.[3], из которого следует, что к началу XIX века здесь был недостаток земли для хлебопашества, что вынуждало крестьян искать новые земли.
Согласно исторической описи ревизских сказок крестьян из фондов Государственного архива Оренбургской области о «вновь заведенной Покровки»[4] (позднее села Покровское Бугурусланского уезда Оренбургской губернии, теперь села Покровка Абдулинского района Оренбургской области):
- 528 первопоселенцев «оные причислены с 1814 по определению 2 апреля 1813 из рязанской губернии»;
- 107 «выключено из оного числа по оной деревни в звание [однодворцев] (пахотных солдат) 19 генваря 1815»;
- 107 «причислены с 1814 года из Рязани».
Увы, в деле нет поимённых списков 1811 или 1816 годов, по которым было бы возможно установить именной состав переселенцев, поэтому в исследованиях приходится сравнивать последующие ревизии 1834, 1850 и 1858 годов.
Самый ранний документ, позволяющий установить поимённый состав села – ревизская сказка 1834 г., но и с ней устанавливать родство с потомками возможно только по именам и отчествам (фамилии не указаны). Для выстраивания прямой восходящей линии родства приходится сопоставлять имена, отчества, возраст и состав семей. А для Якушевых дополнительная сложность связана с выбытием семьи в 1833 г. На фотокопии ниже видно указание в графе «Из того числа выбыло: выбыли по указу казенной палаты За [ипка]тция про…вино…сти 1833 м году». При сопоставления почерка становится ясно, что речь о выбытии в «Закавказские провинции». В правой части ревизии женщины не указаны.
Разобраться, почему экономические крестьяне выехали в Закавказские провинции, позволило изучение дела «О производстве следствия над членами молоканской секты дер. Абдуловского завода и Григорьевки» 1827-30 гг. из фондов Национального архива Республики Башкортостан[5]. Вышеуказанные деревни располагались рядом с Покровкой и могли стать очагом распространения молоканства, хотя непосредственно молокан из указанных деревень Закавказья до настоящего времени не обнаружено.
После выезда семьи Якушевых в 1833 г. история рода в Покровке/Покровском не заканчивается. Более поздние источники указывают на то, что потомки Якушевых жили в селе и проживают до настоящего времени. Именно в Покровку предприняли путешествие в 2014 г. автор настоящей статьи и Алексей Юрьевич Якушев.
Переезд 1833 г. в Закавказские провинции и поселение в Ширванском уезде в селе Топчи связаны с принадлежностью семьи Луки Федорова к числу духовных христиан – молокан, которые в начале XIX века переселялись на земли (современные территории Грузии, Азербайджана, Армении и Восточной Турции), присоединённые к Российской империи в результате русско-персидских и русско-турецких войн.
Первое упоминание членов семьи Луки Фёдорова (уже с фамилией Якушевы) находим в Шнуровых книгах (списки молоканского селения Топчи сочетавшихся молоканским браком, родившихся и умерших, списка имущества и урожаев за 1838 г.).
Сомнения относительно простого совпадения имени и отчества указанной семьи Якушевых по селению Топчи с семьёй, выбывшей из села Покровки Бугурусланского уезда, устраняются после изучения материалов сохранившихся в фондах Национального архива Армении 1851-57 гг., а именно «Поверка русских переселенцев раскольнических сект, проживающих в селе Воронцовка Александропольского уезда Бамбакского участка, на земле оспариваемой от казны князьями Орбелиани».[6] Всего указано 104 семейства «добровольно и по дозволению начальства» прибывших в Закавказье за 1834-36 гг., и записано, что семьи эти были «водворены в Шемахинскую губернию в селение Топчи и пользовались льготой по 1843 г.». Согласно Поверке, Якушевы вышли из Оренбургской губернии Бугурусланского уезда села Покровки. В переписи указаны 2 семейства в составе:
-
Егор Екушов (55 лет);
жена его: Василиса (45 лет);
дочь его: Матрена (10 лет);
сын его: Осип (30 лет);
жена его: Александра (28 лет);
дети их: Иван (16 лет), Василий (3 года), Семен (новорождённый), Домна (5 лет). -
Григорий Екушов (32 года);
жена его: Матрена (30 лет);
дочь их: Меланья (3 года);
мать его: Агафена (60 лет / скончалась).
В Топчах семейство не задержалось и выбыло в 1845 г. вместе с другими молоканами в новообразованное в 1846 г. село Воронцовка Тифлисской губернии.
Клибанов А. И. писал, что «одной из наиболее почитаемых, авторитетных среди постоянных молокан была их община в селении Воронцовке Борчалинского уезда Тифлисской губернии. Её можно назвать религиозным центром дореволюционного молоканства». Кроме того, «воронцовские молокане явились пионерами фермерского хозяйства в губернии».[7]
Среди молокан села Воронцовка Борчалинского уезда Тифлисской губернии в 80-х годах XIX в. имелось немало собственников, владевших участками от 200 до 350 дес. В 1847 г. воронцовские поселенцы арендовали у князя Макария Орбелиани 5250 дес. земли, а в 1870 г. выкупили всю арендованную землю и сверх того ещё 2000 дес. земли и 1000 дес. леса.[7] В 1882 г. 59 семейств купили у князя Вахтанга Орбелиани ещё 3300 дес. земли за 109 тыс. рублей.[8] В 1890-х гг., 272 молоканских дворов Воронцовки имели в частной собственности 14 622 дес. земли и на правах аренды ещё 1500 дес., а также: 1775 овец, 1461 быков, 1335 коров, 778 лошадей.[9]
В представленных фотокопиях Камерального описания Александропольского уезда Бамбакского участка селения Воронцовки 1859, 1873 и 1886 годов[10] прослеживаются семьи Якушевых, в том числе и жители города Карс (на территории современной Турции, а до 1920 г. – Карсской области Российской империи).
Нельзя не упомянуть о том, что 22 июля 1905 г. при проведении съезда молокан один из предков исследуемого рода – Иван Якушев принимал у себя дома в селении Воронцовка Наместника Его Императорского Величества на Кавказе графа И. И. Воронцова-Дашкова.[11]
Из поздних источников мы узнаем о семействах Якушевых по Сельскохозяйственной переписи за 1917 г., где указаны хозяин и члены его семьи по отношению с указанием возрастов, аналогичной сельхоз переписи 1922 г., которая проводилась в Воронцовке, но на армянском языке[12], а также переписи 1928 г. по селу Рыково (она же Воронцовка), которая и позволила связать современников с предками[13].
Таким образом, удалось проследить историю Туровых-Якушевых в трёх локализациях проживания, свести в единое родовое древо ранее разрозненные его части, а также понять экономические и духовные причины переселений. Остаётся пожелать современникам быть достойными своих трудолюбивых и свободолюбивых предков!
Герман Александрович Стрельников,
9 февраля 2024 г., г. Москва
Веселовский С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. – М., 1974. ↩
ОГАОО (Оренбург), ф. 98, оп. 2, д. 21. Оренбургская казённая палата. Окладная книга Бугурусланского уезда 6 ревизии (1812-1815 гг.). ↩
ГАЛО (Липецк) ф. 133, оп. 1, д. 139. «Дела Данковского Земельного суда о потраве хлеба у крестьян села Зверево и дер. Орловки крестьянами сельца Секирина» (1804 г.). ↩
ОГАОО (Оренбург) ф. 98, оп. 2, д. 21. Оренбургская казённая палата. Окладная книга Бугурусланского уезда 6 ревизии (1812–1815 гг.). ↩
НАРБ (Уфа) ф. И1, оп. 1, д. 707. «О производстве следствия над членами молоканской секты дер. Абдуловского завода и Григорьевки» (1827-30 гг.) ↩
НАА (Армения) ф. 269, оп. 2, д. 363, л. 1. «Поверка русских переселенцев раскольнических сект, проживающих в селе Воронцовка Александропольского уезда Бамбакского участка, на земле оспариваемой от казны князьями Орбелиани». ↩
Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в. – 1917 г.). – Москва, 1965. – C. 160. ↩
Ерицов А. Д. Экономический быт государственных крестьян Борчалинского уезда Тифлисской губернии. «Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края», т. VII. – Тифлис, 1887. – С. 473. ↩
Аргутинский-Долгоруков А. М. Борчалинский уезд Тифлисской губернии. Район Тифлисско-Карсско-Эриванской железной дороги в экономическом и коммерческом отношениях. – Тифлис, 1897. – С. 304-305, 316-317. ↩
НАА (Армения) ф. 93, оп. 1, д. 123. Камеральные описания Александропольского уезда Бамбакского участка селения Воронцовки. ↩
Отчёт о Всероссийском съезде духовных христиан (молокан), состоявшегося 22-го июля 1905 года в селении Воронцовке, Тифлисской губернии, Борчалинского уезда. – изд. Лоскутов А. В., Блеткин М. И., Максимов М. М.; Тифлис, 1907. ↩
НАА (Армения) ф. 163, оп. 1, д. 179, л. 146-147, 160, 162; д. 181, л. 217-218; д. 182, л. 18, 23, 62-64. ↩
НАА (Армения) ф. 123, оп. 16, д. 424, л. 11 об., 34-37, 42 об.-43; д. 425, л. 10 об., 14 об., 17 об., 22 об., 37 об., 66 об.-67. ↩