Молокане

Материалы к истории
Стрельников Г. А.

Об истории рода Стрельниковых

История рода Стрельниковых назидательна для потомков и исполнена событий, которые привели моих предков к духовному христианству в его молоканском уповании. Автор настоящей статьи определил и систематизировал эти важные события по сохранившимся воспоминаниям и документам из архивов.

Однако, если воспоминания полученные от современников довольно пространны и путаны, а в период до Великой Отечественной войны ещё и противоречивы, то данные из архивов достаточно фактологичны, хотя и не всегда объективны. Тем не менее сопоставление сведений из различных архивных документов позволяет собрать из мозаики фактов цепочку событий составляющую жизнь рода Стрельниковых за последние пять веков. Самыми важными (на взгляд автора) из них являются:

  1. Упоминание пращура Степана в берестяной грамоте найденной в Великом Новгороде и датируемой XIV веком, а позднее в Писцовой книге Великого Новгорода 1580–83 годов его внука — Гришки Стрельникова, как сведённого на Москву во стрельцы. В то время это означало фактически службу в любом из подразделений в округе Московского царства или по засечным линиям (границам).
  2. Верстание Григория Иванова сына Стрельникова воеводой Мясным в дети боярские на Ельце в 1593 году с испомещением на реке Ворголе у старого Воронцова городища. Само это событие для того времени рядовое, но для нашего рода означало новый этап в заселении центральной России.
  3. Троекратное ходатайство Владимира Микитича сына Стрельникова (внука Григория Иванова) царю о выделении ему и трёмстам (300) безюртным казакам земли на Чернавском остроге на реке Сосне и упоминание о нём в 1644 году уже как атамане в связи с убийством им попа в Чернавске. В XVII веке множество потомков Григория Иванова расселяются по территории Елецкого уезда и его окраин, а также по территории будущих Кромского, Ливенского, Лебедянского, Добринского, Усманского, Данковского, Раненбургского и Козловского уездов.
  4. Испомещение Владимира Микитича и его сына Степана на Кленской поляне Борецкого стана Козловского уезда в 1646 году (будущее село Старое Кленское Раненбургского уезда Рязанской губернии, сейчас — Старокленское Первомайского района Тамбовской области).
  5. Объявление в 1804 году семьи однодворца Ивана Ермолаева сына Стрельникова (правнука Владимира Микитича) молоканами мы находим в деле датируемом 1828–33 годами из фондов Национального архива Башкирии, где содержатся Именные списки духовных христиан духоборческой секты молокан (так в тексте) переселяющихся в Закавказье.
  6. Миграционный путь переселения семьи Ивана Ермолаева в относительно короткий промежуток с 1809 по 1850 года: из села Старое Кленское Раненбургского (ранее — Козловского) уезда в село Новопокровское Жабинка тож Оренбургского уезда, в период с 1811 по 1832 годы в деревню Алексеевка Съезжая тож Бузулукского уезда Оренбургской губернии, а в 1833 году в село Топчи Ширванского уезда Бакинской губернии и наконец в период с 1844 по 1850 года в селение Воронцовку Борчалинского уезда Тифлисской губернии.
  7. Переселение в 1844-50 годах в село Воронцовка Борчалинского уезда Тифлисской губернии происходило в два этапа, поскольку земли эти были под арестом (сейфом) казны в связи судебным спором князей Бенеяровых (Орбелиани) о принадлежности этих земель с казной. С этого времени потомки Ивана Ермолаева живут в селении Воронцовке (переименованном в 1928 году в Рыково, с 1937 года в Калинино Армянской ССР, а с 1993 года в город Ташир Республики Армения). А в начале XX века и в период Столыпинских реформ начинается создание артелей вокруг Воронцовки, которые с течением времени превращаются в деревни Медовка, Круглая Шишка, Благодарное, Новосельцево, Петровка и др. Переселялись Стрельниковы также: в Карскую область (город Карс, сёла Владикарс и Благодарное) в 1878-79 годах, в США (города Сан-Франциско и Сакраменто штата Калифорния) в 1913 году, в Ростовскую область (Сальский округ село Воронцовка и Богдановка) в 1920-х годах, Туркменистан (город Ашхабад) и Узбекистан (города Каган и Нукус) в 1940-41 годах.
  8. В массовом порядке во второй половине XX века и особенно активно после 1991 года из Армении и Грузии потомки молокан Стрельниковых перебираются на постоянное жительство в страны бывшие в составе СССР, в основном в Россию (города Москву и Санкт-Петербург, Краснодарский и Ставропольский края, Московскую, Ростовскую, Саратовскую, Ульяновскую, Новгородскую и другие области), Белоруссию (Волковысский район Лидской области) и на Украину (города Донецк, Сумы и Черкассы).
  9. Одна из ветвей древа связана с судьбой моего папы, Стрельникова Александра Павловича (1939–2012 гг.), который родился в селе Калинино, вырос в селе Медовка до призыва «На целину!» и в армию, а в 1962 году в подмосковном Серпухове встретил мою маму — Захарову Надежду Николаевну, с которой совместно прожил 50 лет в различных локациях Московской области: городе Серпухове (1962–1982, 2002–2008 гг.), городе Ногинске (1983–1991 гг.), деревне Аборино Ногинского района (1992–2001 гг.) и городе Подольске (2009–2012 гг.).
  10. Автор этой статьи, Стрельников Герман Александрович, родился 27 марта 1977 года в городе Серпухове Московской области, переехал в 1982 году с родителями в город Ногинск (Богородск), там же учился в школе, а высшее образование получил в Москве, где и работает юристом до настоящего времени.

Анализируя историю нашего рода и конкретных его представителей — носителей идей молоканства, нельзя упускать причины, приведшие к такому религиозному выбору наших предков, а именно:

  1. Происхождение рода из среды мастеровых людей Людина (Гончарного) конца Великого Новгорода, городская среда которого была носителем разных еретических (по меркам московского государственного православия) идей.
  2. Принадлежность предков в период становления Московского царства и Российской империи к социальному слою детей боярских и их приемников однодворцев, которые имели определённые «исторические обиды» на Романовых, обособивших их от дворян (с коими они были одного происхождения) и определивших в итоге в государственные крестьяне.
  3. Личная история жизни атамана Владимира Микитича сына Стрельникова, который начал свою карьеру казаком, благодаря деятельности которого был основан город Чернавск, убивший попа за отказ вернуть деньги (возможно это была станичная казна?) и переселённый для охраны рубежей на территорию Козловского уезда. История такого преступления вполне могла передаваться потомкам, став со временем семейной легендой, а наказание по закону того времени было мягким (Владимира с сыном Степаном отправили на границу и испоместили во вновь образованной части Белгородской засечной черты в Козловского уезде).
  4. Активная деятельность духовных христиан (молокан, духоборцев, хлыстов и скопцов) в Моршанском, Козловском и Раненбургском уездах.
  5. Социальная и культурная обособленность русских общин молокан в Закавказье позволившая им сохранить традиции. Исследователями XX века эти общины определяются как этноконфессиональные.
  6. Материальная состоятельность молоканской общины (имеющая корни в традиционной русской крестьянской общине) и каждого конкретного хозяйства (община помогала нуждающимся наладить хозяйство и войти в общину с достоинством крепкого семьянина).
  7. Наконец, личные свойства характеров моих предков, которые даже будучи в XX веке людьми советскими, в православные храмы не ходили, но и к атеистам себя не относили.

В заключение хотелось бы познакомить читателя с несколькими фактами, которые дают представление о жизни предков и помогают понять уровень исторического сознания в ретроспективе:

  1. Уже упомянутый выше Владимир Микитича сын Стрельников своим жизненным путём предопределил выбор религиозного мировоззрения своих потомков. Эти потомки могли быть носителями любых идей, кроме православных. Такие биографии, полагает автор, передаются потомкам превращаясь в семейные легенды, хотя среди современников такой информации не сохранилось (даже как семейной легенды).
  2. Только крайне высокий уровень религиозных убеждений позволил в период с 1809 по 1850 года первому молоканину нашего рода Ивану Ермолаеву Стрельникову сменить пять мест проживания и найти своим потомкам в округе и совершенно новые далёкие земли (Сальские степи Советской России, Карскую область, Туркестанский край и США).
  3. Уже в конце XIX века основатель моей ветки Харлам Иванович Стрельников (все его потомки назывались по уличному «Харламы») стал мещанином города Карс (сейчас принадлежит Турции). В деле Департамента управления Эриванской и Карской областей датированном 1901 годом об уплате налогов Стрельников Харлам Иванович упоминается как житель города Карс происхождением из села Воронцовка Борчалинского уезда, обязанный платить налоги по месту жительства.
  4. Среди Стрельниковых был и свой первый «юрист», брат Харлама — Кузьма Иванович Стрельников, упомянутый в Камеральной описании 1872 года по селу Воронцовка как становой судья.
  5. Были среди Стрельниковых: погибшие в жерновах репрессий, герои Великой Отечественной Войны (вернувшиеся и не вернувшиеся с полей сражений) и герои Труда. Формат статьи не позволяет назвать всех поимённо, но память о них бережно хранится!
  6. Последняя семья Стрельниковых, проживавшая в селе Медовка Таширского района Ванадзорского марза Республики Армения, переселилась в полном составе в 2012 году в Россию, Саратовскую область, Лысогорский район, село Бухалово. Однако, история Стрельниковых продолжается в соседней Грузии — в Тбилиси живут несколько семей Стрельниковых, потомков первых молокан.
  7. В настоящее время автор, помимо себя, знает только одного потомка закавказских Стрельниковых-молокан, которая на постоянной основе посещает общину молокан в селе Юца Ставропольского края. Означает ли это конец истории Стрельниковых, как носителей молоканских идей?! Наверное… но всё же точный ответ на этот вопрос мы получим в будущем.

Генеалогические исследования истории фамилии Стрельниковых продолжаются. Больше информации по данной теме можно найти на сайте «Стрельниковы: генеалогическое обозрение» (по адресам strelnikovs.ru или стрельниковы.рф), а также можно написать автору статьи по электронному адресу: german1977@mail.ru.
Герман Александрович Стрельников,
28 ноября 2020 г., г. Москва

Опубликовано 28.11.2020 г.

См. публикации автора: