Молокане

Материалы к истории
Фролов Д. И.

Про съёмки документального фильма о молоканских сёлах Азербайджана

p6xpig_kduk-512x342

На днях закончились съёмки документального фильма об исчезающих молоканских сёлах Азербайджана: Алты-Агач, Хильмилли, Чухур-Юрт, Джабаны, Кызмайдан. Этот драматический момент мы считали необходимым запечатлеть в художественно-документальной ленте. Ограниченность во времени и жанр фильма не позволяли снять фрагменты о каждом молоканском селе Азербайджана. Это не рассказ о сёлах, а общая картина жизни, в которой нас интересовали не просто люди с молоканским происхождением, а носители молоканской традиции в их среде.

kr6rrdwnhyg-512x342

До сих пор тема молоканства не выходила за рамки этнографических короткометражек. Наша же задача заключалась не в том, чтобы показать, какими стали отдельные молоканские села, а художественно представить проблему исчезновения молоканской культуры в Азербайджане, чтобы этот фильм был интересен не только молоканам и потомкам молокан, а широкому кругу зрителей.

20180321_1781317341886385_299124449_o-512x384

Идея фильма о жизни в сёлах наших предков возникла год назад, после моего знакомства со старожилом Хильмиллей — Тимофеем Николаевичем Смольниковым, столько знающем о селе, что хватило бы на книгу. Но книгу он писать не хотел, а вот стать героем документальной ленты был не против.

20930465_10207641832242607_977461986_o-512x342

Тогда мне совершенно ничего не было известно о том, как снимать документальное кино, и чем вообще кино отличается от домашнего видео. Я обратился за советом к режиссёру любимого мною фильма «Атлантида Русского Севера» Софье Горленко. Идея фильма об исчезающей русской культуре в Закавказье, созвучная с «Атлантидой..», заинтересовала Софью и в скором времени мы встретились с ней и сценаристом «Атлантиды..» Глебом Кузнецовым. Глеб и Софья порекомендовали кинооператора Сергея Карелина, который был готов заняться документальным проектом за идею. Он же в свою очередь пригласил в проект режиссёра Саглару Тюрбееву. Позже наша команда пополнилась звукорежиссёром Полиной Дёминой.

bwakegw7ifg-512x342

В апреле на молоканских ресурсах мной было опубликовано видеообращение о сборе средств. Необходима была сумма в 250 тыс. рублей. на аренду техники и билеты для съёмочной группы. За два месяца, в кругу только молокан и потомков молокан, нам удалось собрать 216 тыс. рублей. Благодарим всех, кто откликнулся и перечислил средства! На эти деньги мы и начали нашу работу.


Главным местом съемок для нас стало село Хильмилли. Еще в 1970-х население этого крупного молоканского села доходило до пяти тысяч, однако сейчас здесь молокан не больше тридцати человек. Но былая сила русского села чувствуется до сих пор, о ней свидетельствуют сотни старинных деревянных домов с наличниками, которые еще не успели разрушиться и перестроиться.

original-512x387

В домах, где еще живут молоканские семьи или одинокие бабушки, царит исключительный порядок и чистота, стены украшены «утирками», держатся в порядке и работают русские печки, в сундуках хранятся домотканые скатерти и другое добро.

Нам очень повезло, что в дни съемок молоканская община в Хильмиллях готовилась провести большое собрание и обед. Это поминальное собрание инициировала уроженка села, проживающая ныне на Украине. На такие, как говорят у молокан, «дела» готовят особый стол. И главное место на столе традиционно занимает лапша.

original-4-512x341

Два вечера мы поднимались на гору, чтобы снять потрясающий вид на село и старинное кладбище. Здесь сохранились огрномные надгробия конца XIX века, месный сухой климат сохранил их в прекрасном виде до наших дней.

original-5-512x249

Еще в начале прошлого века в Закавказье был не один десяток молоканских сел. Большинство из них располагались на крупных транспортных магистралях того времени. Так, село Алты-Агач находилось на древней дороге из Дербента в Шемаху. «Алты» – шесть, «Агач» – мера длинны равная примерно семи километрам. Так название поселения издревле говорило о расстоянии до Шемахи. На протяжении XIX века село Алты-Агач было почти полностью молоканским. Лишь в начале XX века появился район «хохлы», где жили русские православные переселенцы. Сейчас от более чем тысячного молоканского населения села осталось только шесть человек. Воскресное собрание перестало собираться уже достаточно давно. Мы ехали в Алты-Агач, чтобы застать последних молокан, снять еще сохранившуюся русскую и архитектуру и старейшее сохранившееся молоканское кладбище.

Когда снимали один из домов, к нам подошел разговорчивый азербайджанец разузнать, кто мы такие. Он хорошо говорил по-русски и завязалась беседа, подтянулись его родственники. Когда они узнали, что среди нас есть молокане, то вынесли несколько книг, которые, по их словам, принадлежали молоканам. Среди потрепанных томиков был псалтырь начала XX века, кусочек более раннего евангелия и жития святых также начала прошлого века. Книги нам подарили, ведь хозяевам они не к чему, а потом еще долго звали на чай. Вот такой гостеприимный местный народ.

original-7-512x342

Высокие каменные надгробия вековой давности сохранились на молоканском кладбище в Алты-Агаче. По своему размеру и форме они очень напоминают старинные надгробия Шемахи и других древних азербайджанских городов. Возможно, молоканские каменотесы учились у местных мастеров.

original-9-512x341

Мы благодарим всех, кто нам помогал, встречал и кормил нас! Для съёмочной группы хлебосольное молоканское гостеприимство было открытием.

20904374_10207641802761870_270764833_o-512x342

Особую благодарность хотелось бы выразить:

Мы получили настоящую поддержку от всех, кто нас окружал!

rztcjd1l57m-512x342

Для нас это был первый опыт документального кино. Не верится, что съёмки уже позади.. 12 дней работы без выходных оказались действительно непростыми. Но впереди не менее сложный и длительный этап монтажа, который мы надеемся закончить к зиме.

g7w0nhd7ygu-512x342

После того, как фильм будет смонтирован, сначала он будет демонстрироваться только в закрытых показах и на кинофестивалях. Мы постараемся организовать показы фильма в молоканских сёлах Азербайджана и в молоканских общинах России. А некоторое время спустя (через 2 – 3 года) он станет общедоступным в сети.

eug-k1ew_fe-512x342

Спасибо всем за поддержку!


P.S.

9ue6jrzyqqg-512x384
Вид из Ново-Саратовки на окрестные горы.

После съёмок фильма в молоканских сёлах Шемахи, мы с Женей решили вернуться в Россию автостопом через Гянджу и Тифлис, заехав по пути в два исчезающих молоканских села Кедабекского района: Ново-Саратовку и Ново-Ивановку. В этих сёлах имеется интересный опыт сохранения материальной молоканской культуры.

Гостевой дом-музей Николая Николаевича Бычкова.

Гостевой дом-музей Николая Николаевича Бычкова.

Николай Николаевич с древними керамическими сосудами.

Николай Николаевич с древними керамическими сосудами.

Бабушка Надя в Ново-Ивановке учит Женю прясть.

Бабушка Надя в Ново-Ивановке учит Женю прясть.

Окрестности Ново-Саратовки, по-моему личному мнению, одно из красивейших мест Азербайджана и там прекрасные дороги. Удивительный человек — глава местной русской общины Николай Николаевич Бычков превратил свой дом в гостевой культурный центр, куда приезжают отдыхать знакомые из Баку. В доме есть музей, где собраны экспонаты старины. К нашему приезду Николай Николаевич отпросился с работы и мы поехали осматривать сёла.

Дед Андрей, пресвитер маленькой молоканской общины.

Дед Андрей, пресвитер маленькой молоканской общины.

Музей в Ново-Ивановке, созданный Русланом Байрамовым.

Музей в Ново-Ивановке, созданный Русланом Байрамовым.

С хранителем музея Имраном и Николаем Николаевичем в Ново-Ивановском музее.

С хранителем музея Имраном и Николаем Николаевичем в Ново-Ивановском музее.

В Ново-Ивановке в 2006 году был создан музей Русской культуры и быта. Его основатель — Руслан Байрамов, создатель знаменитого парка «Этномир» в Калужской области. Его мать — молоканка, уроженка Ново-Ивановки, правнучка основателя села. Однако, со слов хранителя музея Имрана, создать полноценный музей у Руслана, к сожалению, так и не получилось. Дом куплен, небольшая экспозиция собрана, но открытие частного музея не удалось согласовать с властями.

Практический опыт музеев Ново-Саратовки и Ново-Ивановки был интересен для меня реализацией созвучной идеи по созданию дома-музея в селе моих предков. Надеюсь, и наш фильм станет серьёзным шагом в сохранении молоканского наследия в Закавказье.
Дмитрий Фролов

vpyymy8_rto-384x512
Памятник основателям села на кладбище Ново-Ивановки.

UP1

19.09.2017 г.
Опубликован тизер к фильму «Молокане. Кабристан»[1] – документальной драме о судьбе русского религиозного движения молокан на Кавказе. Фильм снят полностью на средства молоканских общин и благотворителей: «На съёмки киноленты было затрачено 215 000 ₽ (аренда техники и транспортные расходы), собранных благодаря молоканским общинам Москвы, Воротынска, Слободки и отдельным меценатам. Для искусного монтажа нам потребуется сумма ещё в 200 000 ₽. Делаем мы это не для себя, а для наших потомков!».

UP2

08.02.2020 г.
Фильм «Молокане» — история о современной жизни нескольких закавказских сел, основанных в середине XIX века русскими переселенцами — молоканами. Им удалось сохранить свою традиционную культуру и религию до наших дней, однако после развала СССР молокан в селах становится все меньше...

Режиссер: Саглара Тюрбеева
Продюсер: Дмитрий Фролов
Оператор-постановщик: Сергей Карелин
Композитор: Иван Меркулов
Звукорежиссер: Полина Демина

Съемки проходили в июле 2017 года в селах: Хильмилли, Чухур-Юрт, Кызмайдан (Астрахановка), Джабаны, Алты-Агач.


  1. Кабристаном в старые времена называли земли от Алты-Агача до Маразов (См.: Деминский Ф. А. Некотор. свед. о Кабристанском полиц. уч. Шемахинского уезда Бакинской губ.. – Тифлис, 1901.)

Опубликовано 17.07.2017 г.
v3.2.2014-20210613 by 1375