Молокане

Материалы к истории
Калмыков Ф. В.

Об одной часто используемой фотографии

..что только истинно, что честно,
что справедливо, что чисто..

– Фил. 4:8

1-512x250

Фотография с названием «Молокане после совместной молитвы» всем хорошо знакома по публикациям некоторых баптистских историков о молоканах, творчеству журналистов в статьях и документальных фильмах про молокан, по работам (статьям и презентациям) некоторых (один из которых с учёными степенями) исследователей истории молокан.
С чьей-то лёгкой руки эту фотографию (и кстати ещё несколько) связали с образом молокан, тем самым пополнив ряд «исторических» басен и фальсификаций, а её изображение (само по себе достойное) стало очередным «злым кочевником» и ещё одним сорняком (кем-то невольно или нерадиво?! подсаженным) на ниве молоканской истории. Давайте же ознакомимся с настоящей историей этой фотографии и осмотрим её полный вид.

***

dmitriev_propusk-362x512
М. П. Дмитриев, 1896 г.

Автор этой фотографии – классик отечественной фотографии и родоначальник российского публицистического фоторепортажа Максим Петрович Дмитриев (1858-1948), уроженец Тамбовской губернии, владелец фотоателье в Нижнем Новгороде, член Русского фотографического общества и Нижегородской губернской учёной архивной комиссии. Дмитриев создал несколько документальных фотоальбомов: «Виды и люди Нижнего Новгорода», «Волжская коллекция», «Неурожайный 1891–1892 год в Нижегородской губернии», «Русь верующая» и другие.

0_a0cd9_667dd457_xxxl-512x386
Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семёновском уезде. 1897 г. Фотография М. П. Дмитриева.

Настоящее название этой фотографии с негатива размером 180×240 мм «Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семёновском уезде. 1897 г.». Этот нижегородский скит, Новый Шарпан, был основан в 60-е гг. XIX в. после «выгонки» [разорения] Старого Шарпана – одного из первых скитов на Керженце, основанного в середине XVII в.
Старообрядческая легенда гласит, инока из Соловецкого монастыря в период «соловецкого сидения» (осады непокорного монастыря царскими войсками за неприятие церковных реформ патриарха Никона) привела в Керженский лес икона Казанской Божией матери, а глас Богородицы повелел под покровом иконы основать обитель древнего благочестия.[1]

Пережив «Питиримово разорение» начала XVIII в. (гонение на староверов ревнителя приказов Петра I в Нижегородской губернии епископа Питирима) Старый Шарпан спустя век был «запечатан» благодаря усердию одного известного чиновника особых поручений.

***

melnikov-pecherskiy_1859-362x512
П. И. Мельников-Печерский, 1859 г.

Благодаря публикациями путевых очерков и статей в «Отечественных записках» 1839-40 гг. Павел Иванович Мельников, на тот момент учитель истории и статистики Нижегородской гимназии, приобрёл в обществе репутацию знатока истории.

«..В здешней губернии я знаю архивы и знаю много, что там есть любопытного, не разобранного, особенно любопытного для истории специальной. Но не знаю, как попасть в эти архивы. Правду сказать Вам под секретом, подкупаю я приказных губернского правления, и они таскают мне рукописи XVII столетия, но все они о вводах во владение помещиков. ..Как бы попасть в архивы, нельзя как-нибудь примкнуть к Археографической комиссии, в виде чиновника..?» – Из письма П. И. Мельникова А. А. Краевскому от 31 марта 1840 г.[2]

В 1848 г. «в проведении расследований по делам касавшимся старообрядцев» чиновник особых поручений при Нижегородском военном губернаторе П. И. Мельников производя обыск Керженского скита, нашёл множество запрещённых текстов, среди которых был и подложный указ за подписью императора Николая I, – о свободе раскольнического богослужения всех толков и сект.

SIC! Не напоминает ли здесь («подложный указ императора о свободе раскольнического богослужения всех толков и сект») образованному читателю одну полемику начала XX в. из истории молокан?!

С благословения епископа Нижегородской епархии Иакова (Вечеркова), Мельников «вступил в полемические споры с раскольниками Керженских скитов, и главнейший из них Керженский мужской и Осиновский женский, обратил к единоверию, за что Всемилостивейше награждён орденом св. Анны 3-й степени».

Повелением епископа тогда же из скитов были изъяты древние иконы. Мельников лично вывез икону Казанской Божией Матери старинного списка, хранившуюся в Шарпанском ските, за что прослыл в старообрядческом фольклоре «сыном пагубы» при появлении которого «гаснут свечи», «тень его бродит.. около разорённых им обителей» и «он слепнет от лучей увозимой им чудотворной иконы»[3].

Спустя несколько лет, в 1853 г., последовала реакция царя на возведение старообрядцами на территории Австрийской империи Антония (Шутова) в сан архиепископа Владимирского и всея России, – Николай I повелел ликвидировать скиты в Нижегородском Заволжье и предоставить отчёт о современном состоянии старообрядчества в Нижегородской губернии, а для исполнения сего «по особому поручению» был командирован П. И. Мельников.

В 1861 г. во время путешествия на пароходе в Нижний Новгород и Казань цесаревич Николай Александрович посоветовал Мельникову сочинить повесть о жизни «в лесах» за Волгой. Так возникло название первого романа известной дилогии о раскольниках и сектантах Павла Ивановича Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» (1871) и «На горах» (1875).

0_aa4a1_5e1ec05e_xxxl-512x324

После закрытия Старого Шарпана, в 1860-е гг. вокруг могилы старицы Февронии был образован Новый «малый» Шарпанов скит, просуществовавший до 1928 г. Этот скит и был сфотографирован в 1897 г. Максимом Петровичем Дмитриевым.

***

0_a0cd6_15b87c03_xxxl-512x371
Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде. Фотография М. П. Дмитриева.

Возвращаясь же к изначальному поводу, хотелось бы отметить. Если же подобная неосмотрительность ныне допустима, в том числе «благодаря», в некотором смысле, инфантильному отношению современных молокан к собственной истории, – почему бы не рекомендовать «публицистам» использовать в дальнейшем ещё одну фотографию М. П. Дмитриева как, скажем, иллюстрацию одного из ранних молоканских съездов. Её даже не придётся (как первую) кадрировать скрывая крест.
Фёдор Васильевич Калмыков, г. Самарканд


  1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.

  2. Кудрина Л. Е., Селезнёва Л. П. Павел Иванович Мельников-Печерский: жизнь и творчество: библиогр. указ / Науч. ред., и авт. вступ. ст. Ф. А. Селезнёв. – Нижний Новгород: РИО НГОУНБ, 2013. – 224 с.

  3. Соколова В. Ф. П. И. Мельников (Андрей Печерский): Очерк жизни и творчества. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1981. – 191 с.

Опубликовано 05.01.2019 г.
v3.2.2014-20210613 by 1375