Молокане

Материалы к истории
Мамонтов А. С.

Мамонтовы – история переселений

...не расселяясь, а переселяясь, переносилось птичьими перелётами из края в край, покидая насиженные места и садясь на новые.
В. О. Ключевский

Введение

В работе сначала приводятся установленные сведения о переселениях, поскольку эта информация может интересовать более широкий круг читателей, изучающих распространение молоканства, или историю соответствующих мест. Затем в хронологическом порядке приводится генеалогическая информация о Мамонтовых и некоторые известные подробности их жизни. Стиль этого раздела скорее повествовательный, чем строгий. Наконец последний раздел посвящен гипотезам, и надеюсь будет интересен тем, кто захочет разобраться в деталях и продолжить исследования.

Переселения

1
Рис. 1. Переселения (розовым пунктиром отмечены гипотезы, сплошными черными линиями отмечены факты)

Кукосово

Деревня Кукосово (ныне Куксово) впервые упоминается в 1623 г. в писцовой книге Чеботова, где описаны маршруты, знамена и налоги приписанных бортников: Кукосовых и Богданова.

В 1678 г. Кропоткин пишет, что «в селе Поляне, Кукосово тож, была церковь во имя Рожества Христова, и та церковь сгорела во 182 [1674] году, а на церковном месте поставлена часовня». Пожар может быть связан с восстанием Разина (см. ниже).

В селе 112 дворов, в том числе 50 полковых казаков, 66 «солдатов которые служат по танбовским крепостям», 17 козаков и казачьих детей послано на службу великого государя на Дон во 181 [1673] году.

«А государева жалованья села Кукосова козакам земли дано по 25 чети в поле, а в дву по тому ж, сена по 50 копен человеку, всего им казакам земли дано 2000 десятин, а четвертною пашнею 4000».

В этих записях упоминаются несколько дворов Мамонтовых.

Пахотный угол

Основано в 1695 году. На имя царя 55 отставных солдат подали челобитную, в которой они просили отвести им землю для постоянного пользования. Прежде село имело два названия: Солдатчино и Пахотный Угол. В 1706 году построена часовня. Из сказок 1717 г. видно, что большинство жителей – выходцы из Куксово и Перкина.

Среди первых жителей Гаврила Григорьевич Мамонтов (1686 г. р.) и его брат Косма.

Мамонтово и Орловка (движение на юг)

В ревизских сказках 1782 г. по Кукосово (Мамонтово) есть отметки об убытии «в деревню Камышенку Мамонтово тож», однако название Камышенка позже не встречается. В переписной книге ревизских сказок 1782 г. есть две «новопоселенные» деревни:

Отметим, что для некоторых переселенцев эти деревни стали лишь промежуточной остановкой в дальнейшем движении. Ниже обсуждается связь этого движения с общим движением молокан.

Максимовка съезжее тож Оренбургской губернии Бузулукского уезда

В общедоступных источниках говорится, что поселение возникло в 1787 году. Основатели – удельные и государственные крестьяне, поселившиеся самовольно. Затем эти земли закреплены за ними Генеральным межеванием. Поселенцам также разрешили пользоваться лесом, отведенным красносамарским казакам. Название Максимовка имеет фамильную основу. Селение также именовалось Коржевкой – по фамилии одного из владельцев, Съезжим – по реке.

Информация о переселении была замечена случайно. В ревизской сказке 1816 года по Максимовке встречается Савелий Петрович Мамонтов (1740 г. р.) с семьей. До этого они жили в Орловке в доме своего дяди.

Сасыколи Енотаевского уезда Астраханской губернии

В 1556 году войска Ивана Грозного взяли Астрахань. Воеводы в городе никого не обнаружили: «Царь из Астрохани побежал, а город выжег». В разрядной книге отмечалось, что город мало походил на крепость: «А как государевы воеводы на Астрахань приходили, и было в Астрахани два города плетены в комышу да насыпаны землею». Поэтому первым делом русские взялись за строительство новой крепости. П. Г. Любомиров описывал заселение Астраханского края, и отмечал, что на первых порах оно происходило очень медленно, и сводилось к появлению крепостей. Среди них в 1743 г. появилась крепость Енотаевск, впоследствии давшая название уезду. Любомиров отмечает, что по данным второй ревизии в середине 1740 годов Енотаевск совсем не имел посадского населения, в нем стояла рота драгунского полка и 200 казаков.

Карта 1770 г. (красным выделены фрагмент и село Сасыкельское)

Карта 1770 г. (красным выделены фрагмент и село Сасыкельское)

Фрагмент карты 1770 г. (красным выделено село Сасыкельское)

Фрагмент карты 1770 г. (красным выделено село Сасыкельское)

На «Геометрической генеральной карте Астраханской и Саратовской губернии» составленной 1770 г. отмечено село Сасыкел[ь]ское (оно же Сасыкольское, Сасыколи). В ревизских сказках этого села за 1811 г. встречается прошение Василия Михайловича Мамонтова к Императору по доверенности от имени нескольких семей однодворцев, которые не успели подать ревизских сказок на 73 души мужского полу в срок и просят их принять теперь. Далее приводятся сказки в виде таблицы, а в графе, относящейся к возрасту на момент прошлой ревизии, боком написано «переведены в 1810 году», поэтому можно считать именно 1810 годом переселения.

Астраханка Таврической губернии («Молочные воды»)

22 марта 1821 г. правительство отвело на «Молочных водах» 39,721 десятин земли под новые поселения молокан. Действовал принцип, по которому переселенцам выделялось по 15 десятин. В 1823 г. уже было отделено 5 тысяч десятин на которых находилось с. Ново-Васильевка, там уже жило 317 душ. Примерно в это же время было принято решение о переселении 255 (118 взрослых) молокан из соседних Астраханских сел, то были Пришиб (117), Сасыколи (124) и Селитренное (14).

Казенная экспедиция отметила, что согласно действующему принципу на 119 (так написано) душ оставшихся свободными 245 десятин недостаточно. Поэтому решили отмежевать особым селением 5 тыс. десятин, чтобы «наименовать новую слободу по собственному, водворяющихся лиц, желанию».

В память о прежнем месте жительства, село назвали Астраханка.

Астрахановка Оренбургской губернии

В 1890 г. молоканами Таврической Астраханки было приобретено вскладчину у помещика Тимашева в Оренбургской губернии 10 400 десятин земли за 187 200 руб. При этом 37 200 руб. уплачено сразу, а оставшиеся 150 000 получены в ссуду от Крестьянского Поземельного Банка на 24 года. Писали, что «по приговору, добровольно выселились 200 душ, получив на каждую душу мужского пола по 15 дес. и разделён участок на три посёлка: Астраханка, Благодарный, Довольный». Как видим, продолжает действовать принцип о 15 десятинах. Упоминается и такая деталь: поначалу переселенцы остановились в селе Екатериновка, а затем основали поблизости село Астрахановка.

Молокане активно расселялись с «Молочных вод», и ныне есть несколько сел с названием Астраханка. Полезно собирать в единую базу все факты и истории таких переселений.

Мамонтовы

Генеалогическая информация для наглядности представлена в виде рисунков. Троеточие (на рис. 2) означает, что есть отдельная диаграмма по данной ветви (рис. 3, 4, 5). По мере удаления от корня пришлось ограничиться лишь молоканской ветвью, но приводится достаточно сведений, чтобы продолжить локальные исследования.

2-512x280
Рис. 2. Мамонтовы с. Кукосово, конец XVII в.
3-512x247
Рис. 3. Потомки Варфоломея Васильевича Мамонтова, 1-я пол. XVIII в.
4
Рис. 4. Потомки Якова Семёновича Мамонтова, 1-я пол. XVIII в.
5
Рис. 5. Потомки Тимофея Фёдоровича Мамонтова, 1-я пол. XVIII в.

Сасыколи и Астраханка

Представители следующей ветви (рис. 6) жили в Кукосово → Мамонтово → Сасыколи, в 1825 году остались в селе Сасыколи и не были переселены в Астраханку.

6
Рис. 6. Потомки Терентия Антоновича Мамонтова, XVIII – нач. XIX вв.

Представители следующей ветви (рис. 7) жили в Кукосово → Орловка → Сасыколи, в 1825 году были переселены на Молочные воды в Астраханку. На момент переселения Сергей Сергеевич и Мартын Сергеевич уже считались независимыми домовладельцами. Сергей Сергеевич жил вместе с отцом, у них был дом и мельница, которые они еще на момент составления документа не успели продать перед переселением, но надеялись вскоре продать или разменять. Мартын Сергеевич распродал свое имущество на 210 рублей.

7-512x325
Рис. 7. Потомки Сергея Антоновича Мамонтова, XVIII – нач. XIX вв.

Представители следующей ветви (рис. 8) жили в Кукосово → Мамонтово → Сасыколи, в 1825 году были переселены в Таврию частично. При этом среди оставшихся в Сасыколях были молокане.

8
Рис. 8. Потомки Тихона Мамонтова, XVIII – нач. XIX вв.

Мамонтово и Орловка

Для полноты картины отметим, что в Мамонтово среди глав семейств упомянуты:

Соответственно, в Орловке упомянут также Захар Арефьев сын Мамонтов (1742 г. р.).

Астраханка и Астрахановка

Из-за скудных сведений и большого количества ветвей точной картины дерева Мамонтовых после 1825 г. пока нет. Известные сведения опубликованы в разделе родословных на сайте molokans.ru ⟨см. Мамонтовы, чтобы обеспечить полнотекстовый поиск. Здесь полезно каждое упоминание и факт родства.

Исследования

В данном разделе собраны любопытные наблюдения вместе с задачами для дальнейших исследований.

1. Религиозные корни

Интересны упоминания в связи с Ольговым Рязанским монастырем в конце XVI в.

«Льгова ж монастыря в угодье ва реке на Оке лука Мамонтовская да остров, и по речке по Листани береги в их монастырской земле».1

Также упоминается «д. Мамонтовская, Татариново тожъ, на речке на Листани за розными помещиками»2, относящаяся к Каменскому стану в 1595 году. Речка – правый приток р. Оки – позднее стала называться Листвянкой.
Отмечается, что к началу XVII в. Льгов монастырь пребывал в упадке, что могло служить мотивом к переселению.

Нет оснований упускать из виду и следующий любопытный религиозный сюжет.
В царской грамоте 1634 года говорится:

«В прошлом де во 137 [1629] году…мать наша, великая государыня инока Марфа Ивановна, пожаловать велела ему, старцу Мамонту, в Верхоценской волости, в Ордашевском ухожье, на Никольской Поляне устроить Пустыню великого чудотворца Николы, и он де, старец Мамонт, церковь чудотворца Николы воздвиг… а дано де к той Пустыни пашни из дикого поля ковыли за речкою Отъясо».

Стоит упомянуть, что Святой этот должен был почитаться в Рязанском крае. Так на обороте листа Следованой псалтыри XVI века обнаружена запись:

«В лето 6603 [1095 г.] заложен был град Переяславль-Рязанский около церкви Николы Старого на озере Быстрь».

В интернете пишут, что история этой пустыни восходит к XVI веку, когда «братья Николо-Радовицкого монастыря Рязанской губернии обживала село Мамонтовская и возводила в нём в 1582 году первую деревянную крепость». По упразднению в 1604 году, пустыня была открыта в 1629 году. Мамонтова пустынь была известна во всем Тамбовском крае. Это видно из записи различных дач.

Интересно было бы подробнее изучить эти религиозные связи, в том числе имея ввиду историю молоканских идей.

2. Томниково

Особое отношение к религиозным организациям могло появится и по экономическим соображениям.

Описан земельный спор 1634 г. игумена Чернеевского монастыря и Михаила Мамонтова, который закончился миром уступкой земли монастырю.

«…на старую монастырскую землю, на пустошь Куляпинскую, что за речкою за Пилавкою, что завладели было государевы дворцовые Верхоценские волости села Томникова крестьяне, Михалка Мамонов с братею и с племянники…
понятые…да того ж села Томникова крестьяне, которые тою пустошью владели, Филип Мамонов, Василий Демин»
.3

В 1641 г. монастырь за те же земли искал на крестьянине села Томникова Ваське Романове с товарищи. Отмечено, что:

«…в записи села Томникова крестьян Ивашки да Костки Мамоновых с товарищи 143 [1634] году, какову они дали на себя въ Чернеевъ монастыр, написано, что они, Ивашко с товарищи, в пустоши Куляпинской и во владенье игумену с братьею добили челом и впред им и их братьям и детем и внучатом и роду и племяни на игумена с братьею нам не бить челом, а будет учнутъ бить челом, и на них взять за ряду 100 рублевъ».4

В 1649 г. вышел очередной спор крестьян и монастыря за ту же пустошь, в качестве стороннего человека привлекли «1649… села Томникова… крестьян Фильку Мамонова…».5
Сохранилось множество других сведений о «приобретениях» монастыря.

В книге Чеботова из РГАДА приводятся следующие сведения 1623 года о бортниках Мамонтовых из Томниково:

«Бортник Михалко Федоров сын Мамонтов с братьею Котянтинком да Славкою ходят бортной Челнавской ухожей на реке на Челнова по речку по Грязную и по Долгой Затон вверх по Челнова по Аргичную (арычную) дорогу с отроги и с липягами и с раменьем и з дубровы и с луги и с озеры и з болоты и с отхожими дубровками и з Диким Полям».

Река Грязнушка – по видимому северная из двух нынешних речек Грязнушек, впадающих в Челновую. В древнейшей известной рязанской грамоте (до 1340 г.) упоминается одноименная река «а от Олгова, от перевертов по Грязкой вниз до Оки».

«Бортник Федка Никифоров сын Мамонтов с детми Филипком да с Ывашком ходит…»

Ходит он по тем же местам.

«Да он же Федка с детми да брат ево Михалка своею братьею ходят бортной Томниковской (ухожей) на реке на Цне по обе стороны реки Цны да на речке на Вопше по обе стороны да на речке на Островке по обе стороны да на речке на Орзасове по обе стороны».

Очевидно, это те самые Мамонтовы, которые упоминались в спорах. Вместе с ними и в Томниково и в писцовой книге также упоминается Демин и Татариновы. Напомним, местечко под Льговым именовалось Мамонтово, Татариново тож.

9-512x132
Рис. 8. Бортники Мамонтовы из села Томниково Шацкого уезда, XVII в.

В книге Чеботова ИИ РАН на страницах 286 об. – 2936, упоминаются Бортники Томниково, но среди них нет Мамонтовых.

В связи с этим стоит отметить следующие интересные задачи:

Описанные события могли послужить мотивом к переселению из Томниково, маршруты бортников указывают, что они знали окрестности Тамбова (и Кукосово), хронология событий подходящая.

3. Ялтуново и Вирятино

Существует указание на то, что ход переселения в Кукосово мог быть иным. В книге Кропоткина встречается следующее упоминание:

«В том же селе Вирятине солдаты, служат великого государя службу по Танбову и по Танбовским крепостям по валу, Афонька Тимофеев, сын Маматов».

Продолжение этой «ниточки» – выписка в интернете из книги Кропоткина:

«село Вирятино [л. 5 об.]… Во дворе Момотов отец их пришол из Шацкого уезду из села Ялтунова во 150 [1642] году».

Возможно, в самой книге Кропоткина указана не только фамилия, но полное имя.
Связь между селами была явная. Так Дубасов отмечает, что в 1643 г. богатый крестьянин села Ялтунова Пакида дал вкладу Николе Чудотворцу…

«поколь я ходил, по речке по Отъясу, вверх по речке Челновой, правая сторона по речку по Грязную, а левая сторона по село Вирятино».

4. Ряжск и военное направление

Мамонтовы писались как полковые казаки и владели землей. Естественно попытаться искать в архивах военные записи о них. В качестве «метки» вместе с распространенной фамилией удобно использовать более редкие фамилии. Таковой может быть фамилия Кукосов.

В связи с этим интересна «Десятня денежная детей боярских Ряского [Ряжск] города верстанья боярина князя Ивана Юрьевича Булгакова, да дьяка Дея Губастого лета 7087 [1578 г.]»7, где упоминаются Гаврилко Истомин сын Мамотов и Оксен Ортемов сын Кукосов.

5. Разинский пожар (см. «церковь сгорела»)

Известна отписка полкового воеводы И. Бутурлина в Разрядный приказ о поражении, нанесенном правительственными войсками восставшим при селах Тотанове и Горелом близ Тамбова, датируемая 1671 г. февраля между 4 и 8, где напрямую упоминается село Кукосово:

«мы, холопи твои, с твоими великого государя ратными людьми в село Тотаново и в село Кукосово пришли и дороги воровских людей, которыми бежали из Троецкого монастыря и из сел на Кузьмину Гать, перекрыли. И… воровских людей на тех дорогах побили многих. И в том селе Тотанове и в Кукосове воров, которых застали в тех селех твои великого государя ратные люди, тех посекли жив языцех поймали; и село Тотаново и Кукосово выжгли. А взятые, государь, мужики в роспросе и спытки говорили. – Донские де и хоперские казаки и танбовские изменники, и которые побежали ис Троецкого монастыря на Кузьмину Гать, ждут к себе на помочь колмыков. Да мы ж, холопи твои, из села Тотанова и из Кукосова посылали в село Горелое твоих великого государя ратных людей голов с сотнями и рейтар. И в том, государь, селе Горелом твои великого государя ратные люди воровских людей посекли ж и село Горелое выжгли ж…»8

6. О переселении в Сасыколи

Известная история молоканства выглядит несколько неестественно. Ф. В. Ливанов изучал архивы МВД и опубликовал в 1868 г. первый том «Раскольники и острожники»9. Он пытается искать косвенные корни молоканского движения в глубокой древности, сравнивая идеи. Как эти идеи развивались и жили в обществе – скорее загадка, но несомненно известно, что в XVIII веке жил Семён Уклеин (в среде тамбовских молокан часто называемый «Сёмушкой»), который много ездил по стране и распространял молоканство. Уклеин родом из села Уварова Борисоглебского уезда, будучи портным «забрел в село Горелое», где стал зятем духоборца Побирохина, позже рассорившись с тестем удалился в село Рыбное Моршанского уезда, где и стал проповедовать молоканство.10

Вообще, Уклеины жили в с. Горелое, что рядом с Кукосово, например в ревизских сказках 1714 г. упоминается семья Лукьяна Никитина сына Уклейна 54 лет.

Тут обращает на себя внимание одна маленькая деталь – Антон Мамонтов, потомков которого мы находим в Сасыколях уже молоканами, был женат на Федосе Андреевне Висоцкой – дочери однодворца из с. Горелого.

Ливанов пишет, что в 70-е годы XVIII века Уклеин «предпринял путешествие по Саратовской и Астраханской губерниям с пропагандою своего учения», имея и цель осмотреть эти места, особенно Астраханскую губернию, как самую отдаленную от центра в России. Далее он приводит следующие поэтические строки, читая которые невольно представляешь себе человека с горящими глазами, восторженно объясняющего своим товарищам, что надо ехать.

«Губерния Астраханская прежде всего заселена была и заселялась самыми пестрыми племенами: армянами, татарами, киргизами, калмыками, туркменами, каракалпаками, мордвою, чувашью, персиянами, грузинами, греками, поляками, евреями, немцами и только незначительною частью малороссиян и русских… Река Ахтуба, вдоль которой проезжал Уклеин, в параллельном течении своем с Волгою, постоянно разветвлявшаяся в Астраханской губернии па многие притоки, орошала обширные плодоносные долины, расширявшиеся чисто на 50 верст и усеянные озерами, протоками, ериками, в кои упиралось, вдобавок, множество балок с водою. Здесь стучали уже колеса мукомольных мельниц (издавна любимое занятие молокан), и собирался хлеб в невиданно счастливом изобилии; обширные дубовые дубравы, окаймляя берега Ахтубы, сулили прекрасную постройку поселенцам; осокор, осина, тутовник и тальник раскинуты были всюду между озерами и по долинам; необыкновенно рослые травы, сено ни кем не косившееся, огромные рыбные ловли, тучные степи, – все это, выказывая щедрость природы, обещало самое богатое существование переселенцам, которые здесь могли называть собственностью все то, что свободная рука может взять и употреблять на свою пользу… При Ахтубе в Царевском уезде, в прекрасной низменной долине, красовался шелковичный сад в 10 десятин земли, насаженный волжскими болгарами и процветавший особенно во времена могущества золотой орды. Петром I в 1720 году здесь устроен был шелковичный завод и для шелковичного производства основаны селения из людей безродных, беглых и ссыльных «Верхне-Ахтубинское» и «Средне-Ахтубинское». Молокане, выселившиеся сюда впоследствии, были одними из лучших шелководов. По обширным долинам между Ахтубой и Волгой рос в изобилии самородный тутовник, зрелые плоды коего, оставляемые без всякого употребления, падая на землю и разносимые весенними водами вместе с илом, порождали новые деревья… Все это подействовало заманчиво на Уклеина, который, возвратившись в Тамбовскую губернию, самыми привлекательными красками описал молоканам Астраханский край, особливо местности, орошаемые р. Ахтубою, и советовал переселиться сюда на безмятежное жительство. Молокане последовали его совету и с этого времени молоканские поселения Ахтубенские стали считаться для них заветным Эльдорадо, куда стремились они усиленно и впоследствии; время безмятежного жития в сих местах считается и доселе молоканами золотим веком».11

Можно считать, что было некое движение людей по переселению, где смешались рационалистическое экономическое поведение и рационалистические же духовные взгляды.

7. Донос, 1825

В архиве МВД хранится дело «По донесению исправляющего должность Астраханского гражданского губернатора об Иконоборческой секте в Енотаевском уезде, составленной однодворцами Суриковым, Степановым и Бабининым и Лепехиным и о поступке Священника Петрова», которое анализирует Ливанов.12

Началось все с того, что преосвященный Авраамий, Архиепископ Астраханский и Кавказкий, пожаловался гражданскому губернатору на усиление между жителями с. Пришиб Енотаевского уезда молоканской секты, распространяемой перечисленными в названии дела лицами. Провели следствие. Выяснилось, что местный священник частенько ходил пьяным, вваливался в дом, бранился, угрожал, сыпал на молокан табаком и подносил его им к носу. Про молокан же установлено, что они хозяйство ведут хорошо, соблюдают законы, не уклоняются от повинностей, праздными не бывают. Губернатор постановил поручить Авраамию вернуть их в лоно истиной веры. Но когда дело дошло до МВД, то вспомнили идею отправлять подобных на «Молочные воды», и погуляв по инстанциям это мнение 11 декабря 1823 г. получило резолюцию Государя.

Дела развивались так.
В ноябре 1823 г. герои вызваны в Астрахань для пастырского увещевания к Авраамию. Раскаялись и подали прошение вернуться в лоно церкви. Отпущены домой.
Местный земской исправник доложил, что в церковь они так и не стали ходить, уклоняются по разным предлогам. Суриков вовсе уехал на другую сторону реки на хутор, чтобы быть поближе к Сасыколям и беспрепятственно общаться с местными молоканами.
Авраамий докладывает в стиле «попытались, не получилось». К тому времени Губернатору становится известно и мнение верхов, и необходимо решать еще и судьбу вновь открывшихся молокан.
Однако, 31 января и 13 февраля 1824 г. Губернатор, решив предать главных героев уголовному суду, про остальных открывшихся молоканах пишет, что такое переселение приведет к расстройству в их домашнем быту, что с ними нужно особо разобраться, командирует в Енотаевский уезд особого губернского чиновника, пройтись вместе со священниками по селам, и спросить, кто готов раскаяться, а кто остается непреклонным в своем заблуждении. Отказавшихся – переселять.
Генерал Ермолов докладывал, что когда в селениях Пришибинском и Сасыкольском объявили Высочайше утвержденное 11 декабря 1823 г. положение комитета министров (см. выше), то молокане «решительно отказались от обращения в христианство и изъявили готовность следовать в Таврическую губернию».

8. Объединение известных ветвей

Конечно, интересно разобраться в связях между остальными носителями фамилии. Естественно делать это удобнее на древнем уровне.

Например, благодаря известным представителям, исследована история рода предпринимателя и мецената Саввы Ивановича Мамонтова: его род пошел от Кондратия Мамонтова, который в 1716 г. в возрасте 60 лет был приказным человеком С. Е. Шиловского, и проживал с детьми в селе Берне Мосальского уезда. Шиловские же вышли из рязанских бояр.13
А. С. Мамонтов,
7 декабря 2020 г.

Cм. также родословную роспись «Мамонтовы» (сост. А. С. Мамонтовым в 2018 г.)


  1. Писцовыя книги Рязанскаго края. XVI в. / под ред. В. Н. Сторожева. Т. 1, вып. 2. – Рязань: изд. Рязанской ученой архив. комис., 1900. – С. 730. 

  2. Писцовыя книги Рязанскаго края. XVI в. / под ред. В. Н. Сторожева. Т. 1, вып. 1. – Рязань: изд. Рязанской ученой архив. комис., 1898. 

  3. Известия Тамбовской губернской ученой архивной комиссии. 1887, вып. XIII. прил. 14. 

  4. Известия Тамбовской губернской ученой архивной комиссии. 1887, вып. XIII. прил. 18. 

  5. Известия Тамбовской губернской ученой архивной комиссии. 1887, вып.XVI. прил. 7. 

  6. Архив СМбИИ РАН: колл. 2, д. 119: Переписная книга г. Тамбова и уезда (1674–1678 гг.) стольника кн. Вас. Кропоткина и подьячего Ивана Татаринова, лл. 257 об. – 265 об. – Поляна Кукосова с. 

  7. Сторожев В. Н. Материалы для истории русскаго дворянства. Т. 1: Десятни и Тысячная книга XVI в. – М., 1891. 

  8. Крестьянская война под предводительством Степана Разина: Сборник документов / Сост. Е. А. Швецова; Гл. арх. упр. Центр. гос. архив древних актов СССР. в 4-х т. Т. 1: 1666 – июнь 1670 гг. – М.: Акад. наук СССР, 1954. – С. 8. 

  9. Ливанов Ф. В. Раскольники и острожники: очерки и рассказы. Т. 1. – СПб., 1868. – 458 с. 

  10. Ливанов Ф. В. Тамбовские молокане и духоборцы в XVIII в.: исторический очерк // Всемирный труд: учено-литературный журнал. – СПб., 1867. – С. 245–297. 

  11. Ливанов Ф. В. Раскольники и острожники: очерки и рассказы. Т. 2. – СПб., 1870. – С. 316–318. 

  12. Ливанов Ф. В. Раскольники и острожники: очерки и рассказы. Т. 4. – СПб., 1873. – С. 424–434. 

  13. Могильников В. А. Происхождение Мамонтовых // Генеалогический вестник. Вып. 1. – СПб., 2001. 

Опубликовано 10.12.2020 г.

См. публикации автора:
v3.2.2014-20210613 by 1375