Молоканский род Лоскутовых – тернистый путь к счастью
В 1828 г. в Беловодске – в Харьковской губернии Российской империи (нын. Луганской области) был арестован эк. крестьянин г. Старобельска (с хутора Лесино) Сергей Лоскутов – руководитель молоканской общины (документ о доносах и задержании из Харьковского архива). Царский режим решил использовать неугомонных неприятелей православия как поселенцев на окраине империи. В 1830-е-1840-е гг. группа молокан (и Лоскутовы среди них) уже зимует в Александропольском уезде (Александрополь – Ленинакан – Гюмри) в Закавказье. Трудолюбивых земледельцев жизнь заставляет осваиваться в самой непривычной природно-климатической среде [см. 1]. Помимо Грузии и Армении царское правительство перемещает в 1879 г. молокан ещё дальше – в Турецкую Армению, точнее Карскую область: итак, в списке глав домохозяйств в селении Селим в 1900 г. числятся уже 24 Лоскутова. Ноев ковчег под Большим Араратом – вожделенное место для всех молокан доныне. Но побывать там им было возможно только в 1878–1918 гг. Заметим, правда, что ещё в 1836 г. молокане ожидали Второго пришествия Христа именно к горе Арарат. Однако в силу исторических причин жалкие остатки молоканских общин репатриировались на историческую родину, об их пребывании в Карской области остались скромные следы в культуре местного населения, доныне в значительной степени курдского.
При этом отъезд карсских молокан начался несколько раньше событий Первой мировой войны и следом Октябрьской революции и гражданской войны. Будто бы уклоняясь в первую очередь от воинской повинности ввиду религиозных предубеждений «духовные молокане-прыгуны» до 500 семей начали в 1904 (1902?) г. перебираться в американскую Калифорнию – в 1906 г. они обосновались там, и тогда же часть переселенцев проникла южнее, на территорию мексиканского штата Нижняя Калифорния. Группа из 35 семей попыталась участвовать в освоении недавно отобранных США у Испании Гавайских островов, но уже через полгода они бесславно вернулись в Калифорнию. В Мексике молокане сумели продержаться порядка полвека, но местные «националисты» сумели в итоге их выжить оттуда.
Из дневника знаменитого молоканина Филиппа Михайловича Шубина [2, с. 82] явствует, что Лоскутовы прибыли в Калифорнию не позднее 1906 г. в числе первых. Следует заметить, что примером молокан воспользовалось немалое количество армян, спасаясь от давления и, как стало ясно позднее, неминуемого массового уничтожения в Турецкой Армении – не случайно большой интерес к молоканским переселенцам в Америке проявили американские писатели армянского происхождения Уильям Сароян («Русские с вершины холма в Сан-Франциско», 1941) и Демос И. Шакарян («Наисчастливейшие люди на земле», 1935). В 1937 г. пропутешествовавшие по США И.А. Ильф и В.П. Петров в своей «Одноэтажной Америке» (глава 33: «Русская горка») отдельным сюжетом подробно рассказали о русских молоканах в Сан-Франциско.
В 1955 г. по случаю юбилея переезда в США в Сан-Франциско собрались делегаты молоканских общин. Объединенную общину молокан-прыгунов Лос-Анджелеса представляли среди прочих двое Лоскутовых, Сан-Францисскую общину прыгунов – ещё один, Шериданская община была представлена ещё двумя и Поло-Алская община – тоже. В списке ДХМП г. Сан-Франциско фигурировал 21 представитель разросшегося рода Лоскутовых.
Ещё полвека спустя только на калифорнийском кладбище Кольма в Сан Матео упокоились 62 Лоскутова и ещё 21 из числившихся таковыми в девичестве или иначе как-то сменивших эту фамилию. Среди них находим Ивана Ивановича Лоскутова (1890–1962) и его жену Агату (Ганю – Hazel «Орех?) Лукьяновну Лоскутову, урожденную Сысоеву (1897–1977). См. снимок сентября 1956 г. — адресованный Андрею Павловичу Лоскутову.
Летом 2012 г. молокане с почестями проводили в последний путь Вильяма Лоскутоффа (1923–2012) – в молодости ему пришлось служить в ВВС США и участвовать в полетах над Китаем, Бирмой и Индией, а в последние 40 лет жизни он был заместителем пресвитера молокан в Сан-Франциско и директором их кладбища.
Почему американских ЛоскутоФФых стало так много? Ещё в 1926 г. на своем III съезде молокане СССР перед лицом коллективизации и при весьма трудном восприятии ими тоталитарной советской идеологии приняли решение эмигрировать, желательно в США. После вынужденного оставления Карской области молокане помимо республик советского Закавказья были специально направлены осваивать Сальские степи Подонья. В 1925 г. в общине Петровка Сальского округа Ростовской области собирались делегаты молоканских общин. Лоскутовы были представлены существенно больше, чем представители других родов. Из общины Журавлевка – 1, общины Калинина – 2, Новая Калифорния – 4, Привольная – 29 (!), общины Ново-Ивановка Гянджинской губернии Шамхорского уезда – 2, села Красное в Эриванской губернии – 1 и из города Тифлиса – 2. Группы молокан, опираясь на поддержку своих заокеанских единоверцев-родственников, сумели перебраться в Калифорнию и утвердиться там до начала Великой депрессии. С началом коллективизации и с наметившейся негативной переменой в отношениях с США НКВД начал перехватывать и стопировать желающих переселиться за океан молокан, отправляя их за такие попытки за решетку.
Замечу, однако, что часть молокан после ухода из Карской области перебралась ещё позднее и из Советской России, уходя от начавшихся раскулачивания и коллективизации, в сопредельные Турции страны. Но сразу после Второй мировой войны русские молокане из Ирана, Ирака и Сирии попытались массово репатриироваться. Среди таких возвращенцев числились 6 глав семей Лоскутовых во главе 29 душ домочадцев. Внушительная группа молокан из Ирана всё же пожелала присоединиться к единоверцам и родственникам в Америке.
Во времена хрущевской «оттепели» члены молоканской общины из Калифорнии сумели посетить вынужденно застрявших в СССР сородичей и после Великой Отечественной войны осевших в Тбилиси. Двоюродные братья Иван Иванович (1890–1962) и Андрей Павлович Лоскутовы (1895–1979) встретились через 35 лет разлуки.
Иван сумел перебраться в США до начала коллективизации. Заведший троих детей брат его замешкался и был арестован – был выпущен после трагической гибели в его отсутствие жены. И вскоре он женился на юной представительнице другого молоканского рода – Подковыровых, который тоже стремился эмигрировать (за это вдова, Анна Кондратьевна Резанова оказавшаяся невольно во главе семьи вопреки молоканским традициям, угодила на три года в ГУЛАГ – но она дала указание дочери присоединиться к вдовцу Лоскутову, что и осуществилось 12 декабря 1931 г. путем брака).
Обновленная семья Лоскутовых скрывалась на западе Азербайджана в Тавузе, потом на севере Армении. В Тавузе успешно скрылся Тимофей Болотин, тоже собиравшийся перебраться в США, долгие годы занимавшийся там после пчеловодством. Анна Кондратьевна осталась известна внучке как Болотина, хотя на снимке 1908 г. , где видный молоканин хоронит усопшую супругу, слева направо от главы семьи видим Тимофея и из шести сестёр старшая — Анна (только последняя, седьмая девушка, названная в подписи на обороте по имени отчеству, была, возможно, воспитанницей и единственной генетически не связанной с семьей).
Может, покойная до брака с Кондратием была замужем за представителем молоканского же рода Болотиных и он был единственным рожденным в этом первом браке? – спросить некого… Анна зачем-то, будучи вдовой погибшего от тифа молоканина Резанова, представилась не Подковыровой, а Болотиной. Это при том, что арестована была именно из-за Тимофея – впрочем, три года она готовила на кухне в лагере (будто бы и руководству).
Семья Андрея и Матрены Лоскутовых вроде бы стала обычной советской и разделила все радости и тяготы жизни в СССР.
Андрей Павлович Лоскутов прошел всю Великую Отечественную войну (кашеварил) – но в 1942 г. в Крыму в ходе неудачной Керченско-Феодосийской операции сгинул его старший сын Иван, ещё в 17 лет ушедший защищать Одессу и вернувшийся затем на фронт, залечив в госпитале Баку тяжелое ранение.
Андрей Павлович прожил долгую жизнь, после Войны осел и почил в Тбилиси.
Вдова Андрея Павловича Лоскутова Матрена вынуждена была в 1992 г. бежать из Тбилиси к дочери Александре Андреевне в Нижний Новгород, где и упокоилась спустя два года.
Кстати, на съезде молокан в общине Петровка Сальского круга Ростовской области в 1925 г. присутствовал единственный делегат из ст. Марфинской Таганрогского района Донской области Подковыров Т(имофей). К(ондратьевич). Сейчас это с. Марфинка Матвеево-Курганского района Ростовской области. Надо сказать, что он имел прямое отношение к Кондратию Подковырову, в 1908 г. похоронившему жену – многодетную мать.
Супруга Кондратия Подковырова родилась примерно в 1856 г., была безусловной щеголихой (стоит на снимке) и научила дочерей швейному искусству, что очень пригодилось им в последующие времена. Впрочем, из трёх старших из шести родившихся дочерей вторая и третья получили хорошее для того времени образование, что позволило стать учительницами.
А старшая дочь – Анна Кондратьевна Резанова (Подковырова) – на снимке она крайняя справа — стала тёщей Андрея Павловича Лоскутова. Она, позднее вдова с тремя детьми, получила три года лагерей за попытку эмигрировать в США. Отменно готовила и шила на заказ.
Оставшиеся в СССР молокане в большинстве слились в единую массу с остальным населением, мало где сохранив компактную общинную организацию. Известны малочисленные молоканские погосты в былом СССР. И только один скончавшийся Лоскутов выявлен пока на кладбище у с. Орбельяновка Минводского района Ставропольского края.
Но и в СССР молокане стремились держаться компактно. Старшая дочь Андрея Павловича Лоскутова Мария вышла замуж за офицера советских ВВС Николая Яковлевича Сысоева – при этом зять числился двоюродным братом тестя. Если напомнить, что жена Ивана Ивановича Лоскутова Ганя (Агафья?) тоже была урожденной Сысоевой, и присутствует некая генетическая связь с Болотиными – то формируется сложная взаимосвязь Лоскутовых, Подковыровых, Сысоевых, Резановых и Болотиных… Всё видные молоканские роды.
Правнук Андрея Павловича Лоскутова примерно через 80 лет (с 2011 г.) осуществил затею своего прадеда и перебрался во главе молодой семьи поработать (чтобы однажды вероятнее всего всё-таки вернуться) в пригороды Сан-Франциско – города, где доныне есть Русская горка в память о молоканах, прославившихся своим редкостным трудолюбием и жизнестойкостью. Считается, что до 20–25 тыс. потомков русских молокан все ещё более-менее компактно держатся в южных штатах США, некоторые регулярно посещают молельные дома… и вспоминают богоизбранное место под Большим Араратом, где и сейчас на территории турецкой пограничной заставы возвышается великая горная загадка – Ноев ковчег.
Сергей Михайлович Крыкин,
Москва, 2017 г.
Литература
- Мордовцев Д.Л. На Арарат. Наброски путевых заметок. СПб, 1883 – 107 с.
- Семенов И.Я. История закавказских молокан и духоборов. Ереван, 2001. – 124 с.