Молокане

Материалы к истории

Календарь

Календарь на 2024 год

2024-512x362

Файлы для самостоятельной печати на бумаге A4 или A3: цветной и ч/б вариант.

Праздники молокан

Основные 7 праздников Господних, почитаемых всеми молоканами:


Кроме перечисленных выше 7 основных праздников некоторыми молоканскими общинами празднуются:


Следует учитывать особенности некоторых молоканских общин, в частности молокан-прыгунов, которые Пасху и Пятидесятницу празднуют по иудейскому (нар. «лунному») календарю, а кроме новозаветных отмечают также и ветхозаветные праздники: Память труб, Судный день и Кущей.

Описания праздников

Праздники подразделяются на Ветхозаветные (священные дни установленные в Ветхом Завете; у некоторых молокан в ветхозаветной традиции именуются как Господни) и Новозаветные. Из Новозаветных праздников особо выделяются Господские (праздники Господни или Христовы) – дни почитания важнейших вех из земной жизни Господа Иисуса Христа.


Кроме перечисленных выше 10 Господских праздников некоторыми молоканскими общинами празднуются следующие:


В традиции некоторых молоканских общин, в частности молокан-прыгунов, переходящие праздники отмечаются в христианском контексте, но по иудейскому (нар. «лунному») календарю (ниже приводится справка об историческом происхождении праздников в традиции иудаизма, а все указанные даты следует считать начиная с вечера, т. к. в иудейском календаре день начинается с заходом солнца и заканчивается со следующим закатом):

А из Ветхозаветных праздников этими общинами почитаются:

Переходящие и непереходящие праздники

Христианские праздники c фиксированной (неизменяемой) календарной датой из года в год называются непереходящими.

Переходящие – праздники не имеющие фиксированной календарной даты и зависящие от даты христианской Пасхи исчисляющейся на каждый год от дня ветхозаветной Пасхи по лунно-солнечному календарю в датах солнечного календаря (юлианского, григорианского или александрийского) согласно правилу пасхалии «первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия». При этом даты полнолуния и равноденствия используются не астрономические, а полученные расчётным путём. В настоящее время используются две пасхалии: александрийская и григорианская.
С начала IX в. и до 1582 г. вся христианская Церковь повсюду принимала александрийскую пасхалию и совершала единовременное празднование Пасхи.
Начиная с 1583 г., католики (и позже протестанты) используют григорианскую пасхалию, принимающую для расчётов день равноденствия 21 марта по григорианскому календарю. В то время как большинство восточных церквей придерживаются александрийской пасхалии исчисляя 21 марта по юлианскому календарю.
Существует также понятие астрономической пасхи (которой пользовались некоторые протестанты в XVIII–XIX вв.) – это воскресный день в марте или апреле, строго соответствующий определению «первое воскресение после первого весеннего полнолуния».
Предпринимаемые в XX в. попытки восстановления пасхалического единства христианского мира не увенчались успехом. Однако переодически дни празднования Пасхи упомянутых исчислений совпадают, так в обозримые десятилетия: 4 апреля 2010 г., 24 апреля 2011 г., 20 апреля 2014 г., 16 апреля 2017 г., 20 апреля 2025 г., 16 апреля 2028 г.

Молокане традиционно для России, вместе с православными придерживаются александрийской пасхалии по юлианскому календарю. Той же системы придерживается большинство протестантских общин в России.

Таблица переходящих праздников 2020–2030 гг.

2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Масленица  24  фев.  8  марта  28  фев.  20  фев.  11  марта  24  фев.  16  фев.  8  марта  21  фев.  12  фев.  4  марта
Прощёное воскресенье  1  марта  14  марта  6  марта  26  фев.  17  марта  2  марта  22  фев. 14 марта  27  фев.  18  фев.  10  марта
Вербное воскресенье  12 апр. 25 апр. 17 апр. 9 апр. 28 апр. 13 апр. 5 апр. 25 апр. 9 апр. 1 апр. 21 апр.
Пасха 19 апр.  2  мая 24 апр. 16 апр.  5  мая 20 апр. 12 апр.  2  мая 16 апр. 8 апр. 28 апр.
Вознесение  28  мая 10 июня  2  июня  25  мая 13 июня  29  мая  21  мая 10 июня  25  мая  17  мая  6  июня
Троица  7  июня 20 июня 12 июня  4  июня 23 июня  8  июня  31  мая 20 июня  4  июня  27  мая 16 июня

Из истории летоисчесления


Как и у многих народов, древнеславянский календарь изначально был лунным, позднее трансформировавшийся в лунно-солнечный. Счёт вёлся по дням (объединяемым в периоды) и по ночам (объединяемым в месяц): «не вѣдяаху тогда чести число, но овии по лунѣ чтяху, а инии д[е]ньми лѣто чтяаху»[1]. Летоисчисление велось поместно (не являясь общеславянским) и непродолжительными периодами от одного значимого события к другому (без единой сквозной хронологии).


В Ветхом Завете содержится описание Сотворения мира, в котором перечисляются следующие друг за другом дни Творения: «день первый», «день второй» и так далее. [Быт. 1:5-31] Седьмой день был днём отдыха. [Быт. 2:2-3]
Именно так (порядковыми числительными) названия 6 дней недели сохраняются в ряде других языков, а 7-й день стал именоваться днём отдыха (евр. «шабат», суббота). [Исх. 20:8-11; Втор. 5:12-14]
В 321 г. [н. э.] при Константине I (первом христианском) императоре Рима воскресный статус первого дня недели и дня отдыха был присвоен «дню Солнца» (лат. dies Solis, назв. наследуемое позже от римлян европейцами, например англ. Sunday).


По мнению некоторых исследователей, восточные славяне пользовались 5-дневным периодом, заимствовав седмицу (7-дневную совр. неделю) во время христианизации добавлением субботы (от евр. «шаббат» – день покоя; в народном наречии этот день «шесток») и недели (воскресного дня). Слово «неделя» в значении «воскресный день» (день, когда «не делают», не работают) используется как в церковнославянском, так и во многих современных славянских языках. В русском языке воскресный день позднее стал называться воскресеньем, а слово «неделя» стало использоваться для обозначения всего периода 7 дней (седмицы). Воскресный день – неделя (совр. воскресенье) считался первым днём в седмице (совр. неделе). Так слово «понедельник» указывает место этого дня, как следующего после недели (совр. воскресенья). «Среда» – день середины 7-дневной недели, начинающейся с воскресенья, а также день середины 5-дневной (древнеславянской) недели. Остальные дни названы по отсчёту дней после воскресенья (дни «по неделе»): вторник (2-й день), четверг (4-й день) и пятница (5-й день).


«Крещением земли Русской» в Киевской Руси стал использоваться юлианский (византийский) календарь, причём одновременно несколько его стилей (в частности: мартовский, сентябрьский и ультрамартовский). В гражданском исчислении преобладал мартовский стиль (константинопольская (древнерусская) эра; летоисчесление начиналась «от Сотворения мира» с 1 марта 5508 г. до н. э., а гражданское новолетие начиналось с 1 марта). После наступления «осьмой тысящи лет» (7000 г.) «от Сотворения мира» в 1492 г. [н. э.] при правлении «собирателя земли русской» Государя всея Руси Ивана III постановлением Церковного Собора в Москве гражданское новолетие было объединено с устоявшимся церковным и перенесено с 1 марта на 1 сентября, – так в Великом княжестве Московском возобладал сентябрьский стиль (византийская эра; начиналась «от Сотворения мира» 1 сентября 5509 г. до н. э.).


В 1581 г. Острожской типографией Ивана Фёдорова был отпечатан однолистный месяцеслов (календарь) «Хронология», содержащий двадцать двустиший «которогося месяца што за старых веков деело короткое описание» составленных Андреем Рымшей (поэтом Великого княжества Литовского) на старобелорусском языке с народными названиями месяцев.


Исконные народные (славянские) названия месяцев упоминаются не только в древнейших рукописях, но и сохранились в большинстве современных славянских языков. Месячные наименования и порядок в них достаточно вариативны, но исследователям удалось выявить из этого ряда общеславянские (встречающиеся у восточных, западных и южных славян): просинец (≈ декабрь-январь), сечень (≈ январь-февраль), березень (≈ март-апрель), к[ц]ветень (≈ апрель-май), травень (≈ май-июнь), червень (≈ июнь-июль), липень (≈ июль-август), серпень (≈ август-сентябрь), вересень (≈ сентябрь-октябрь), листопад (≈ октябрь-ноябрь), грудень (≈ ноябрь-декабрь), студень (≈ декабрь-январь). Что может указывать на происхождение единого календаря в праславянский период. Предполагается, что праславянский календарь был переменным (12–13-месячным) и границы месяцев были подвижными.

C началом использования юлианского (византийского) календаря на Руси, согласно римскому календарю стали использовать и соответствующие названия месяцев в следующем порядке: март (martius – в честь бога плодородия Марса), апрель (aprilis, от лат. aperire — открывать, начало весны), май (maius – в честь богини Майи), июнь (junius – в честь богини Юноны), июль (julius – в честь Юлия Цезаря), август (augustus – в честь Октавиана Августа), сентябрь (september – седьмой), октябрь (october – восьмой), ноябрь (november – девятый), декабрь (december – десятый), январь (januarius – в честь бога Януса), февраль (februarius, от лат. februare — очищение).


Летоисчисление «от Рождества Христова» (лат. Anno Domini или сокр. «A. D.» – «год века Господня»; русск. сокр. «от Р. Х.») было основано на вычисленном в VI в. римским игуменом Дионисием Малым года рождения Иисуса Христа. В VIII в. эта система летоисчисления стала стандартом на Западе, а в XVIII в. летоисчисление «от Рождества Христова», было расширено и для отсчёта лет «до Рождества Христова» (англ. before Christ или сокр. «ВС» – «до Христа»; русск. сокр. «до Р. Х.»). При этом принято, что 1-й год до Р. Х. непосредственно примыкает к 1-му году Р. Х. (т. е. «нулевой год от Р. Х.» и «нулевой год до Р. Х.» не существуют), а число лет до нашей эры возрастает по мере удаления в прошлое. Летоисчисление «от Рождества Христова» использовалось как в юлианском, так позже и в григорианском календарях. Позднее использовались варианты обозначений: «христианская эра» (сокр. «хр. э.») и «до христианская эра» (сокр. «до хр. э.»). Позже общеупотребительным в светской вариации принято обозначение: «нашей эры» (сокр. «н. э.») и «до нашей эры» (сокр. «до н. э.»).


Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 г. взамен прежнего юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. В момент введения григорианского календаря разница с юлианским составляла 10 дней. Поводом к введению нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими.


В Русском царстве летоисчисление «от Сотворения мира» было заменено на летоисчисление «от Рождества Христова» по указу Царя всея Руси Петра I от 19 декабря 7208 г. от С. м. (1699 г. [н. э.]), таким образом после 31 декабря 7208 г. от С. м. следовало 1 января 1700 г. от Р. Х.: «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…». Таким образом, 7208 г. от С. м. оказался в России самым коротким и длился лишь с сентября по декабрь. При этом смены юлианского (византийского) календаря в Российской империи не произошло (сменилась лишь календарная эра – начало летоисчесления и начало года), и с теми странами Европы которые на 1700 г. уже перешли на григорианский календарь разница составляла 11 дней.
Древлеправославие (старообрядчество) не приняло календарную реформу Петра I и продолжает использовать юлианский календарь с византийской эрой (с началом «от Сотворения мира» 1 сентября 5509 г. до н. э.), в котором началом индикта – церковным новолетием считается 1 сентября (ныне по григорианскому календарю 14 сентября).
Официальным Православием летоисчисление «от Рождества Христова» было принято, но с сохранением даты церковного новолетия – 1 сентября.


Для перевода даты нашей эры «от Рождества Христова» в дату византийской эры «от Сотворения мира» необходимо с января по август к текущему году добавлять 5508 лет, а с сентября по декабрь — 5509 лет. При обратном переводе дат следует помнить, что до 7000 г. от С. м. (1492 г. н. э.) на Руси кроме константинопольской и византийской эр могли использоваться и другие исчисления «от Сотворения мира» (всего таких известно нескольких сотен вариативностью от 3483 до 6984 лет «до Рождества Христова») и поэтому важно понимать какого летоисчисления придерживается конкретная историческая запись.


Первый гражданский русский календарь был сначала издан в Амстердаме в типографии Тессинга, а в Москве отпечатан нововедённым гражданским шрифтом 28 декабря 1708 г. (8 января 1709 г.)


Декретом Совета Народных Коммисаров от 26 января 1918 г. в РСФСР с 14 февраля 1918 г. был введён григорианский календарь: «Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля…». Таким образом последним днём юлианского календаря в России стало 31 января 1918 г. (дни с 1 по 13 февраля 1918 г. официально не существовали). Однако на территории подконтрольной Временному Сибирскому правительству григорианский календарь был введён декретом от 31 августа 1918 г., которым постановлялось считать день 1 октября 1918 днём 14 октября 1918 г.
При этом христианские церкви и общины России (за редкими исключениями) не перешли на новый стиль и поныне пользуется юлианским календарём.
Даты, соответствующие старому (юлианскому) календарю, стали называть «старым стилем» (сокр. «ст. ст.»), а новому (григорианскому) – «новым стилем» (сокр. «н. ст.»). Даты всех событий, произошедших до 1918 г., принято писать по старому стилю (юлианскому календарю), при этом для уточнения в скобках может приводиться дата по новому стилю (григорианскому календарю).


Для перевода дат между юлианским (с исчислением от Рождества Христова) и григорианским календарями следует использовать следующую таблицу:

Юлианский календарь
(эра от Рождества Христова)
Разница
дней
Григорианский календарь
05.10.1582 – 29.02.1700 ± 10 дней 15.10.1582 – 11.03.1700
01.03.1700 – 29.02.1800 ± 11 дней 12.03.1700 – 12.03.1800
01.03.1800 – 29.02.1900 ± 12 дней 13.03.1800 – 13.03.1900
01.03.1900 – 29.02.2100 ± 13 дней 14.03.1900 – 14.03.2100

В связи с нарастанием разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь христиане, начиная с 2101 г., будут праздновать Рождество не 7 января (по новому стилю), как в XXXXI вв., а 8 января (по новому стилю), хотя данный день по-прежнему будет соответствовать 25 декабря (по старому стилю).


Воскресенье, как первый день недели соблюдался в СССР вплоть до 1929 г. По окончании периода календарных реформ 1929-39 гг. (с переименованиями месяцев и переходами на 5-дневку («непрерывку»), а потом 6-дневку), в 1940 г. указом Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на 8-часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю…» – понедельник стал считаться первым днём недели (вместо традиционного воскресенья): «…считая седьмой день неделивоскресенье – днём отдыха».


  1. Цитата из списка XVI в. с более древнего оригинала Софийского хронографа, составленного из ряда ещё более древних источников.

v3.2.2014-20210613 by 1375