ИСТОРИЯ ДУХОВНЫХ ХРИСТИАН МОЛОКАН В АШХАБАДЕ

ИСТОРИЯ ДУХОВНЫХ ХРИСТИАН МОЛОКАН В АШХАБАДЕ

За Каспий города Ашхабада, Туркменская республика.

Духовные Христиане Молока­не населялись в город Ашхабад с разных мест с 19?? года до 1932 года с Турции, Армении Грузии и Кавказа до 1932 года.

Многие Молокане переселялись за Каспию город Ашхабад быв­ший город Палтарадск, столица Тюркменстана. Молокане пере­селялись маленькими группами, семьями и устраивались жить. Было центральное поселение во­круг «Кольцовой школы» на улице Буниной и занимало мес­то в окружности от улицы Сво­бода до улицы Енгельса ул. Мопор, Андижанская, Бунина, Чаржуйская и многие другие улицы, в одном районе вблизи Шолкомотальной фабрики и Текс­тильной фабрики.

Население Молокан было больше 200 сот семей. Они между Туркмен приобрели хорошее доверие и дружной любви между собою и Туркмен. Туркмены окружаю­щие жители вокруг Молокан все свидетельствовали хорошо о Молоканах, живущих в горо­де Ашхабад и в окружности на­селенных поселках. Молокане занимались больше всего имели Фаетоны, развозили пасажиров по городу и имели коров и про­давали молоко на базаре и так­же сдавали молоко в Молоко союз Государству. Жили хоро­шо и дружно .между собою и между Туркменами.

Молокане имели 3 Молитвен­ных Дома Собраний, но устрой­ство Молитвенных Домов было не особо или специально пост­роено для Собраний или Моли­твенных Домов. Просто собира­лись так у кого было простор­ное помещение там и происхо­дило Собрание Богослужение:Но к сожалению делились на три группы, 1-ая «Духовные Христиане Молокане», которые по­лучили право свободы религии от Царя Императора Александ­ра Павловича в 1805 году 22-июня. 2-ая Прыгуны Молокане Давидисты, отпавшие от Д.Х.М. после 45 лет по переселению из Саратова Воронежа на Кавказ в 1850 году. 3-я Прыгуны Молока­не Максимисты тоже самое от­павшие от Д.Х.М. на Кавказе в 1865 году до 1870 году.В окружности Ашхабада бы­ли населенные поселки Моло­кан. 1-я Куропаткин, 2-я Каргачи, 3-й Гудан, 4-й Яблонка, 5-й Скобливая, 6-й Фюрюза, 7-й Ка­линин, 8-й Сулукли. Все эти Мо­локанские поселки составляли около 60 фамилий. На станции Кахка тоже были 2-ва поселка Молокан и 1-й Арчиан, 2-й Хиобад. В городе Самарканде и Та­шкенте Узбекская автономия тоже населялись Молокане с 1905 года до 1932 года. В городе Алма-Ата в Казахстане есть сей­час Молокане, но очень малень­кое количество.

С 1927 года до 1933 года про­изошло большое изменение ме­жду Молокан в городе Ашха­бад и в окружности пошла колективизация и стала растресать народы и ссылать кого куда. Кому тюрьма, кого на выселку в лагеря, считая как кулаков, т. е. богатых ненужных людей для коммунизма. Большая часть Молокан погибло, как кулаки и религиозные люди «За веру в Бога». Были закрыты все Моло­канские Молитвенные Дома.

Большая группа Молокан пе­решла в Персию, Иран с 1929 года до 1933 года. В 1933 году была голодовка до 1937 года в это время большая часть Моло­кан погибло. В 1948 году в 5 ча­сов утра в июне было землетря­сение в Ашхабаде, оставила то­лько 25% населения народа от всего города Ашхабада. Было разрушено осталось только два здания Текстильный части на фабрике и один жилой дом.В городе Ашхабаде было 6-ть Православных Церквей, одна Богоиская и одна Русская Каза­чья военая церковь. И церкви все были разбиты при помощи орудий в сталинское время. Од­на Церковь купол был снят н сейчас стоит для музея.Одна Церковь Православная отметила большое впечатление для комунистов, что они сами не знали, что делать на этом ме­сте, где была разорена Церковь, была построена библиотека, но не могла существовать от пения гимна во время караульной ох­раны ночами, тревожило их, был разорен и вновь построен клуб на том месте, но тоже са­мое гимны пение хора не умол­кал на том месте сами комунисты свидетельствовали о том со­бытии и вновь был разорен, и ныне устроен парк на том мес­те взлетающая вода вверх за­глушило это пение, в основу этого события никто не знает причину доказательства, почему это так было. 2-раза строили и разрушали и сделали фонтан воды шумящий на этом месте, это свидетельство было самими комунистами Туркестана, так сказали слышащие и видевшие это событие в Ашхабаде.После много пережитых бед­ствий и испытаний Молокане все же могли остаться в городе Ашхабаде и уже в новом городе и по новому устроению населе­ние Ашхабада было 260 семей из этих всех осталось Молокан всего 60 семей в городе и в ок­ружности города Ашхабада.

Посетивши нами новый город Ашхабад в 1973 году 21-го июня до 27 июня. Хорошо знающий город Ашхабад мы не узнали как он был раньше в 1929 году. Посетившие наших сродников и с тем были приглашены в цер­ковь Молокан и было гостепри­имство с хлебом и солью. Встре­ча была трогательная. В беседе Пресвитера Павла Васильевича Хлыстова было сказано, что вот мы здесь собраны Братья и Сестры и пережили свое бедст­вие и оставшие из всего города Ашхабада и окружности горо­да. Мы были из двух разных религий «Постояны и Прыгуны, но теперь мы стали одни одной веры и называемся уже теперь «Духовные Христиане Молока­не» и все мы во Христе Иисусе и ничего нам боле делиться и заводить между собою разногласие и ссоры, наше общество состоит из 60 фамилий всего Туркменской автономии. При­сутствующие гости из Америки Иван Григорьевич и Мария Ива­новна Кострикины нам много сказали и свидетельствовали о наших Моколан   по разным странам и спели хорошие Пса­лмы к назиданию нас и для Сла­вы Божией. Спаси их Господи за такое сочувствие к нам, что приехали и посетили нас из да­лекой страны Америки это для нас есть чудо. Присутствовало 6 мужчин и 42 женщины. Но Бог может все сделать, что Ему

угодно. Слава Ему за все!Фотография «Духовных Хри­стиан Молокан» в городе Ашха­баде. Фотография была в воск­ресение 24-го Июня 1973 года.Общество Молокан в городе Ашхабад! Пресвитер Павел Ва­сильевич Хлыстов: Старцы Гри­горий Алексеевич Кобзив. Петр Бизяев. Василий Иванович Подгорелов. Василий Григорьевич Яропкин, Андрей И. Тикунов. Сестры Мария Василевна Бохолдина. Мария Ивановна Стре­льникова и другие.

Фото Иван Гр. Кострикин

Вестник Духовных Христиан Молокан №2-1973

(Прим. ред. Сохранена орфография статьи из журнала «Вестник Духовных Христиан Молокан» печатавшийся в 70-х годах в США)

Free PDF    Отправить статью как PDF   

12 Responses to “ИСТОРИЯ ДУХОВНЫХ ХРИСТИАН МОЛОКАН В АШХАБАДЕ”

  1. хорошая новостьwww.6oo6.ru

  2. Просто нет слов. Только поразительный немой восторг.

  3. Beautiful!

  4. друзья, а как вы думаете, когда наступит дефолт в России ? имхо после нового года :(

  5. Даа… В некоторые жизненные моменты волосы могут шевелиться не только на голове :)

  6. Мне кажется, тема слишком сложная для новичка :)

  7. Прикольно! Надеюсь продолжение будет не менее интересным…

  8. Только вчера об этом думал, так что пост как нельзя в тему!

  9. Хех. Ну тогда я тоже :)

  10. Да… Мне на самом деле близка обсуждаемая тема! Даже грустно как-то :(

  11. Любопытно. Вопрос только в том, как это будет выглядеть в будущем :)

  12. 1991г. Я занимал большой должность хот и мне всего 26 лет, камне в кабинет зашли очень простому одетых, небритых два мужика и сказали что они живут поселке 1-во Майски под Ашхабадом они молоканы сказали также что там есть кладбище молокан рассказали что герой Советского Союза Богданов тоже молокан разговор был долгим и приятным говорили очень культурно всё было по простому и понятным. Тогда они просили помочь дат подъемный кран или заборные плиты для ограждения кладбищу. Я то время по молодости или по глупости отказал и жалею об этом. Время всё лечит снимет-ли наши грехи с нас.

Leave a Reply